Хор "Аксиос"

 Хор "Аксиос" известен в том числе и тем, что много лет берёт на себя ответственность сопровождать чудесными церковными песнопениями богослужения, происходящие во время паломничества Львив - Унив.


Хор был основан в сентябре 2003 года при церкви святого архистратега Михаила во Львове. Регентом хора являлась Наталья Ивашкив, позднее - Марта Карапинка. Первое официальное выступление состоялось в церкви на праздник архистратега Михаила 21 ноября 2003 года. С этого времени хор поет Божественную Литургию в этом же храме по воскресеньям в 9:00. 

Хор активно участвует в жизни Церкви. 25 июля 2004 года хор принимал участие в хоровом фестивале, который ежегодно проходит в храме святых Ольги и Елисаветы на Привокзальной. 14 августа 2004 – пел на храмовом празднике в с. Раковец Львовской области. 25-28 августа 2004 года хор активно участвовал в пешем паломничестве до Унива, во время которого пел молебны, а в самом Униве – Литургию в 9:00. 29 мая 2005 года участвовали в святцах меда в с. Раковец.


Хор также заботится о духовности своих певцов, поэтому часто организует дни духовного обновления на один день, а также многодневные реколекции.

Ват небольшое интервью на тему Иерусалимской Утрени с регентом "Аксиоса" Мартой Карапинкой, взятое Христиной Кутнив для портала "Духовна велич Львова" в 2020 г.:

- Марта, что такое Иерусалимская Утреня?

- Иерусалимская утреня – это особое богослужение, в конце концов, как и все богослужения пасхального тридума; одно из самых красивых и чувственных в нашем обряде. Это заупокойная молитва, бдение над гробом умершего Спасителя. Тексты этой службы наполнены глубоким пониманием величия Христовой жертвы и Его силы, а вместе с тем в ней уже слышим предсказание пасхальной радости. Мы оплакиваем Христа умершего и ожидаем Его прославления в Воскресении.

- Когда Церковь ее совершает?

- Сейчас традиция сложилась так, что мы молимся Иерусалимскую Утреню в Страстную пятницу после обеда. Хотя само название – Утреня, – указывает, что оно должно было служить утром, а именно утром в Великую Субботу.

- В чем особенность песнопений Иерусалимской Утрени?

- Каждый, кто был на чине Парастаса, услышит здесь знакомые тексты. Ведь в начале Утрени читается 118 псалом, также читаемый на Парастасе. Для многих он наверняка ассоциируется с похоронами и смертью, а мне  всегда доставляет радость. 118 Псалом является одним из моих любимых, ибо весь наполнен любовью к Богу и Его заповедям. Но здесь к нему прилагаются особые тексты похвалы, удивления, ужаса, сострадания и печали всего творения, которое видит смерть своего Спасителя. 176 стихов псалма вместе с этими похвалами разделены на три стации. Вслушиваясь в текст, мы можем проследить, как настроение от скорбящего и оплакивающего меняется на прославление Христа, который нисходит к Аду и побеждает смерть. А в конце уже слышим предсказание радости Воскресения.

Особого внимания заслуживает Канон на Утренней Великой субботе. Глубина его текстов, также описывающих страдания Спасителя и сошествие к Аду, проникают в глубину сердца. Кульминацией же становится 9 песня, построенная, как разговор Христа со Своей Матерью, страдающий вместе с Ним, но уже ожидающий воскресения Своего Сына.

Все песнопения Иерусалимской Утрени сочетают в себе сострадание, оплакивание и прославление умершего Христа с предвкушением и ожиданием чуда Его Воскресения.

Откуда традиция этой Утрени происходит исторически?

- Все богослужения пасхального тридума очень древние и, насколько я знаю, возникли в IV веке в Иерусалиме. Возможно, именно поэтому эта Утреня называется Иерусалимской.

- Сколько времени она длится?

- Во многом это зависит от того, как и какие напевы петь. Мы молимся где-то три с половиной часа. Но это речь идет о полной Утрене без сокращений. Так молятся монахи-студиты и мы вместе с ними, ведь мы поем в монастырском храме.

Как христианину настроить струны своей души на Иерусалимскую утреню?

- Не знаю, можно ли говорить о переживании Иерусалимской утрени оторвано от контекста богослужений Страстной седмицы. Ведь все они объединены в одно и последовательно приводят нас к радости воскресения Христова. Наверное, чтобы хорошо понимать, что именно происходит на этом богослужении, нужно перед тем пройти со Христом все события, начиная с Тайной Вечери. Молиться с ним в Гефсиманском саду, пережить унижение суда, отречение Петра, ночь в темнице, Его одиночество, дорогу на Голгофу и унизительную смерть на Кресте. Только находясь рядом с Христом, в этом всем можно действительно достойно настроиться на бдение у Его гроба.

Как ее правильно пережить?

- Как я сказала выше, следует молитвенно готовиться в течение всей недели, а еще лучше в течение всего Великого Поста. Что касается определенных практических вещей, то, как и для любого другого богослужения, нужна сосредоточенность. Хорошо иметь перед глазами текст, который следует просмотреть перед началом, чтобы понимать структуру богослужения и определенным образом быть готовым к происходящему. Также для многих людей последние дни Страстной недели – это время интенсивных приготовлений к праздникам – уборка, выпекание куличей… Поэтому следует заранее спланировать свою работу так, чтобы успеть все сделать, и чтобы во время молитвы нас как можно меньше беспокоили мысли о бытовых вещах.

Этот год для нас всех особенный, потому что переживаем пост, Страстную неделю и Пасху в условиях карантина. Для меня лично это великое благословение. Несмотря на то, что работаю удаленно из дома, все же имею возможность участвовать в молитве Церкви и во всех богослужениях. А, кроме того, еще и поразмыслить над текстами этих богослужений. Ограничения в движении и общении дали тишину и сосредоточение, позволили глубже переживать происходящее в Литургической жизни.

- Каковы ваши личные переживания от Иерусалимской Утрени?

- Видите, когда говорить о личных переживаниях богослужений, которые мы с хором поем, то должна признать, что не всегда удается пережить их так глубоко, как хотелось бы. Служение пением – это ответственность. Надо следить за многими вещами, думать о каких-то организационных моментах, о качестве и других моментах. Особенно это касается таких богослужений как Канон Андрея Критского, Иерусалимская Утреня или Пасхальная Утреня, служащие раз в году. Конечно, мы стараемся быть сосредоточенными и молиться, потому что помним, что от качества нашего пения, упорядоченности мыслей и настроения наших сердец во многом зависит или произнесут наши слова к тем, кто присутствует на богослужении. Большой благодатью является то, что имеем возможность быть с этим или иным богослужением больше, чем другие, ведь нужно определенное время и определенное количество репетиций, чтобы достойно приготовиться к сослужению. И именно в процессе изучения тексты глубоко произнесут. Ведь мы часто обсуждаем их с хористами, делимся тем, что затрагивает нас. Хотя глубина Иерусалимской Утрени настолько велика, что никакие заботы или волнения не могут затмить осознание того, что Христос совершил ради меня лично. Каждое слово вызывает умиление и наполняет благодарностью.

- Какое Ваше любимое песнопение?

- О, на этот вопрос затрудняюсь ответить, потому что в Иерусалимской Утрене люблю все. Знаете, это то ощущение, когда ты три с половиной часа поешь, молишься и будто устал. А когда служба заканчивается, то очень жаль, что уже  всё. Но с величайшим трепетом я жду ирмоса 9 песни Канона "Не рыдай меня Мать". Здесь Христос со всей сыновней любовью, которую только можно вообразить, успокаивает Свою Матерь и утешает всех нас обещанием Своего Воскресения. Также очень особенна для меня стихира "Придите ублажим Иосифа". В ней слышим об измене Иуды, о крике невыразимой боли Богородицы. В ней мы поклоняемся Христу и Его Воскресению. Мелодика этой стихиры особенно подчеркивает и дополняет все, что в ней переживаем.

- Как и где вы учились ее выполнять?

- Вообще период Великого Поста для церковного хора очень насыщен и сложен. Мы поем Канон Андрея Критского, каждую пятницу Литургию Преждеосвященных Даров, конечно, воскресную Литургию. Также нужно готовиться к Страстной неделе и Пасхе. Чтобы все успеть, папки с Иерусалимской Утреней идут в работу сразу с наступлением поста.

Алгоритм почти всегда тот же. Перед тем, как заработает весь хор, нужно поработать дирижеру. Сначала нужно понять, что это за богослужение, его структуру и что именно должен петь хор.

Наверное, самое трудное дело – поиск нот. Поскольку нужно подобрать все части богослужения так, что они подходили по стилю. Особенность нашей церкви и хора в том, что почти все богослужения мы молимся на церковнославянском языке. И это несколько усложняет подбор репертуара. Многие произведения приходится адаптировать самой.

Дальше разучиваем с хористами. Сначала отдельными партиями, а потом уже сводим все вместе. Обычная рутинная работа. Однако в случае с произведениями на церковнославянском языке она включает в себя особый этап – перевод, сравнение и обсуждение самого текста. Ведь невозможно полноценно пережить что-нибудь, если ты не понимаешь о чем это.

Поскольку Иерусалимская Утреня чрезвычайно объемна, то мы изучали ее постепенно. В первый год подготовили Канон Великой субботы по нотам Львовского ирмологиона, Великое славословие (муз. А. Архангельского) и стихиру "Придите ублажим Иосифа". В следующем году изучили Стации, основой которых является наш традиционный галицкий напев в прекрасной гармонизации Мирона Федорова. А уже в прошлом году мы исполняли Иерусалимскую Утреню полностью. Особым благословением от Бога для хора стала возможность молиться в соборе святой Софии в Риме.

- Марта, очень благодарю Вас за такой искренний и глубокий разговор!

Cтраничка хора в Фэйсбуке: https://web.facebook.com/choir.aksios

Страничка хора в Ютубе: https://www.youtube.com/channel/UCw5PreDOjRNq_dRsyIRMrfQ