Галицкие праведники. Участие монахов в спасании евреев. Юрий Скира. 01.08.2019.

Кандидат исторических наук, магистр ЛНУ им. Ивана Франко Юрий Скира во время учебы на Магистерской программе по экуменическим наукам УКУ заинтересовался фигурой Климентия Шептицкого. Сначала он планировал сосредоточиться на каком-то аспекте жизни Шептицкого и его заинтересовало участие Блаженного в спасении евреев во время Второй мировой войны. Но погрузившись глубже в этот вопрос, стало ясно, что за неимением источников невозможно написать труд, посвященный только участию Климентия Шептицкого в спасении евреев. В процессе размышлений над расширением темы Юрий обратил внимание на ту среду, из которой происходил Климентий Шептицкий, а именно на монахов Студитского устава. Интервью у Юрия Сикиры берёт Юрий Кушнир.


- Через три месяца. как я начал свою работу, стало ясно, что исследования на избранную мною тему написать невозможно - нет источников. Это вызвало у меня некоторое отчаяние, но произошло чудо. В Институт истории Церкви УКУ позвонил монах из Унива – рясофор Леонтий (Викшта). Он спросил: "Не знаете ли вы какого-нибудь историка, занимающегося темой спасения евреев монахами Студитского устава?" Меня связали с этим монахом — и я отправился в Унив. Рясофор Леонтий (Викшта) сразу ознакомил меня с тем, чем владеет Лавра. В сотрудничестве с ним мы знакомились с географией, историческими источниками, а еще ездили по селам и собирали показания старожилов. Также мы писали письма за границу тем, кто еще выжил, и потомкам тех людей, которые писали дневники во время Второй мировой войны. Параллельно я проводил поиски в разных архивах Львова. Источники накапливались и в какой-то момент их стало достаточно для кандидатской диссертации, которую я защитил в прошлом году в Институте Крипьякевича.

- Почему такой труд смог выйти только на 28 году независимости Украины?

- Это вопрос не 28, а скорее 70 лет. Чтобы ответить на него, нужно понять контекст. После второй мировой войны община студитов разделяется на две части. Часть монахов эмигрировала на запад. Другая часть оказалась в Советском Союзе. Следующие десятилетия тема спасения евреев поселилась на кухнях. Когда монахи студиты встречались на какой-то квартире, у них было очень мало времени, ведь за ними следили. Но они вспоминали эти события время от времени, когда им удавалось встретиться. Благодаря тому, что старшие монахи в свое время передали свои воспоминания младшим, мы сейчас имеем доступ к этой истории.

Что в это время происходило на западе? В свободный мир выезжают два важных участника спасения евреев — иеромонахи Марко (Михаил Стех) и Иоанн (Иоганн Петерс). Их жизнь на Западе складывается неудачно: Марка (Стеха) не воспринимает община студитов в монастыре в Вудостке, а Иоганн Петерс вступает в конфликт с владыкой Иваном Бучко. Иеромонах Марко (Стех), который непосредственно участвовал в спасении евреев и был одним из его организаторов, не оставил нам ответа на главный вопрос: сколько детей и взрослых было спасено? Иоганн Петерс также владел ценной информацией и почти ничего не оставил для нас.

Что касается независимой Украины, то здесь тоже были свои особенности. В начале 90-х историков Церкви больше интересовало подполье, поэтому тема евреев была подзабыта. В архиве Института истории Церкви есть очень немногие источники. Не было и человека, который мог бы объединить западные источники и сведения, которые сохранились только у нас. Только теперь мы приближаемся к цельной картине.

Для меня нахождение какого-нибудь важного источника было каждый раз маленьким чудом. И с каждым связана история: как я его нашел, с кем познакомился и кто направил меня. До того, как я начал свое исследование, монахи Унива уже провели значительную работу. Здесь стоит упомянуть схимонаха Иринея (Волошина), который десятилетиями ездил и собирал свидетельства. Именно он взял интервью у Марка Вайнтрауба – еврея, которого Шептицкий спасал в течение двух недель. Почему только две недели? После двух недель Марк сказал: у меня есть семья в гетто, я не могу здесь сидеть. Как только он бы вышел за этот комплекс, его могла бы поймать СД (служба безопасности рейхсфюрера СС) и допросить так, что он рассказал бы и кто оказывал помощь, и сколько людей скрывается. Но Шептицкие вверились ему, потому что верили в промысел Божий. Его отпустили к родным - и Вайнтраубу удалось спастись. Затем он приезжал во Львов, и брат Иреней взял у него прекрасное интервью. Также брату Иринею (Волошину) удалось взять интервью у другого спасенного еврея Леона Хамайдеса.

Очень важны и документы, предоставленные Куртом Левиным. Например, в сборнике из Мемориального музея Холокоста США в Вашингтоне мы можем посмотреть на свидетельства и контакты, которые имели студиты.

Я позже писал письма в разные уголки мира. И люди мне отвечали: давали советы и свидетельства того, как это происходило. Рад, что мне  удалось пообщаться с людьми, которых спасал митрополит Шептицкий. С теми, кого он в детстве гладил по головке и говорил монахам, куда их отправить. Например, я еще общался с фурманом, возившим Климентия Шептицкого на Святую Литургию в Якторив. Не только сухая архивная работа, но и этот живой контекст истории для нас чрезвычайно важен. Я еще переговорил с детьми, чьи родители скрывали евреев – это был невероятный опыт для меня не только как историка, но и как человека.

- Считаются ли со вкладом студитов в спасение евреев в Европе?

- Студиты до сих пор не были научно вписаны в эту структуру, мало знаем об их деятельности во время войны. Часто противопоставляют количество спасенных с полумиллионным еврейским населением Восточной Галиции. Но студитов было немного, их материальные возможности были довольно ограниченными. В своем труде я обращал внимание на еду, конспирацию, на то, сколько людей можно было привлечь для того, чтобы кого-то перевезти. По-моему, справедливее измерять их вклад в спасении евреев не в количестве людей, а в соразмерности имеющихся у них результатов и возможностей. Вклад студитов долго оставался малоизвестным, но думаю, что сейчас ситуация изменится.


- Коллаборационизм украинцев во время Второй мировой войны - это действительно острый вопрос. Как вообще этот тезис появился в историографии и каково ваше слово в этой дискуссии?

- Мне нравится фраза, которую я услышал от одного мужчины-старожила. Он сказал: "Были и такие люди, и такие. Были порядочные и были непорядочные".

Я не люблю делать обобщений по поводу какого-то народа, города или села. Например, в Униве евреев спасали и монахи, и крестьяне - но были и пристально следившие и за крестьянами, и за монахами, чтобы потом выдать их всех. Часто евреев выдавали неимущие крестьяне, соблазнившиеся деньгами. Если мы говорим, что все были героями, и умалчиваем деятельность тех, кто выдавал, то умаляем подвиг спасавших. Тогда выходит, что им было так легко спрятать, перевезти и спасти. Я не являюсь судьей истории, и в своей книге пытался быть нейтральным.

Я хочу, чтобы когда читатель возмёт мой труд, он понял, насколько комплексен этот вопрос. Унивская лавра не была монастырем на периферии. Она находилась в эпицентре Холокоста. Рядом гетто в Перемышлянах, Глинянах, трудовой лагерь в Куровичах. Постоянно ведут евреев. Люди постоянно видели, как ведут евреев и, несмотря на насилие и угрозу собственной жизни, они осмеливались на спасение евреев. Это видели – и, несмотря на все это эпохальное насилие, они спасали ближнего.

- Кроме студитов, другие монашеские общины в Украине причастны к спасению евреев?

- Да, причастны. Мне удалось написать монографию именно о студитах, потому что из источников смог проследить целостную картину - что делал схимонах на нижнем звене и что делали игумен и архимандрит. Ситуация с источниками о других монашеских общинах сложнее.

Свой следующий труд я хочу посвятить сестрам Галицкой митрополии - монахиням, которые также спасали евреев. Во время Второй мировой войны служебницы, к примеру, были одной из самых больших общин в нашей Церкви, чьей основной задачей была опека сирот.

Когда ты исследуешь вопросы Холокоста и Церкви и сталкиваешься с тем, что какое-то общины заботилась о приютах - это сразу привлекает внимание. Но при исследовании сестер-служебниц возникает проблема, связанная с тем, что они большей частью прятали детей в возрасте до 7 лет. На данный момент я не нашел упоминаний с еврейской стороны о том, что сестры-служебницы спасали евреев. Но в тех источниках, которые у меня уже есть, имеется информация о том, что в каждой их  ячейке они скрывали евреев.

Сестры ЧСВВ имеют свою "икону" – мать Монику (Полянскую). Она спасала детей в Подмихайловцах и тесно сотрудничала с митрополитом Шептицким. Скрывали и сестры-студитки, несмотря на то, что у них было немного домов. Также следует отметить вклад редемптористов. Они не могли спасать евреев во Львове, потому что немцы забрали у них основные оседлости в городе, но монах Василий Величковский (впоследствии блаженный владыка Величковский) спасал еврейских детей в Тернополе. О нем столько всего пишут, а этот момент опускают. Владыка Коциловский помогал сестрам-служебницам в Перемышле спасать евреев. Мальчик Любомир Степух был евреем и ежедневно прислуживал владыке на Службе Божией.

- Все знают об Оскара Шиндлере — немце, спасавшем евреев. Таким же немцем, спасавшим евреев, был Иоганн Петерс. Однако об этой фигуре известно удивительно мало. Почему?

- Оскар Шиндлер стал настолько известен благодаря Стивену Спилбергу. Если бы не американский режиссер, то о Шиндлере знали бы только исследователи и незаурядные люди. Фигура Иоганна Петерса не так известна только потому, что у него все еще нет своего Спилберга.

Петерс был этническим немцем, очень заинтересовавшимся христианским востоком. Он поехал в Папский ориентальный институт в Риме, где хотел узнать больше о восточной христианской жизни — хотел почувствовать её на практике и расспрашивал профессоров, кто бы мог ему помочь. Ему посоветовали поехать во Львов к митрополиту Андрею Шептицкому.

Иоганн Петерс был отчаянным человеком. Он без особого колебания приезжает во Львов. По приезду ему говорят, что Митрополит уехал на отдых в село Подлютое. Он берет билет и уезжает туда. Петерс встретился с братьями Шептицкими. Шептицкие познакомили его с нашей восточной обрядностью - и немец Иоганн Петерс решил стать отцом-студитом. Его отправили в Унив, где он прошел новициат, познакомился с монахами и стал братом Иоанном. Шептицкие разглядели в нем человека большой энергии и доверяли ему сложные проекты, например строительство Студиона во Львове.

В 1939 году немецкий консул предупредил его, что будет война и ему как гражданину Третьего рейха лучше уехать с территории Польши. Братья Шептицкие дают ему право организовать в Европе студитское монашество. Петерс едет в Вену, а затем в Кракове становится начальником отдела по делам Греко-Католической Церкви при генерал-губернаторе Гансе Франко. До 1941 г. он выполнял это назначение и стал посредником между греко-католическим епископатом на территории генерал-губернаторства и папским нунцием в Берлине.

В 1941 году под предлогом проблем со здоровьем он уходит от этого назначения и приезжает во Львов. Приезжает не просто как иеромонах, а как гражданин Третьего рейха. Гражданин Третьего рейха на оккупированных восточных территориях был большим человеком, для которого были открыты все двери. Мы говорим о расовом принципе построения экономики, политики и всей жизни. Ему удается вернуть нашей Церкви типографию, которую реквизировала советская власть. И что немаловажно, он берется за такое дело, как обувная фабрика "Солид". На этой фабрике начинают скрывать еврейских сапожников и их семьи из гетто. Также евреев скрывают в типографии, где им дают поддельные документы об официальной работе, благодаря которым они могли передвигаться по городу.

Осенью 1942 года происходит перелом в жизни Петерса. Иеромонаха Никанора (Дейнегу), который был исполнительным директором в этой типографии, уговорили напечатать антигерманские открытки. У гестапо не было трудностей с тем, чтобы по шрифтам определить, где они были напечатаны. Иеромонаха Никанора (Дейнегу) арестовывают. Дейнега не был гражданином Третьего рейха — его однозначно ждал расстрел. Иоганн Петерс приходит в СД и говорит: "Это не он виноват, а я". Делает это потому, что Никанор был его близким другом. Иоганна Петерса арестовывают и приговаривают к смертной казни. В Третьем рейхе существовал закон, что гражданин имел право получить смертную казнь на своей родине — и Петерс воспользовался этим правом. Его отправляют в Германию, а по дороге теряется уголовное дело. Его не могли расстрелять, поэтому отправили в концлагерь Дахау, где он находился до 1945 года.

Позже он очень активно помогает нашей Церкви, особенно сестрам-студиткам. У него возник конфликт с епископом Иоанном Бучко, из-за чего он вернулся в Римско-Католическую Церковь. Перед смертью у Петерса состоялась встреча с Фаиной Ляхер (сестрой Марией) — еврейкой, которую прятали студитки. Во время пребывания среди сестер она почувствовала призвание стать монахиней. Они встречаются — немец, священник Греко-Католической Церкви, спасавший евреев, и монахиня-студтка Фаина Ляхер. В своих воспоминаниях она описывает: "Он подошел, взял мою руку и спросил: "Расскажи, сестра, как там поживали мои собратья в подполье"". Они до конца жизни были ему интересны, но не могли встретиться из-за железного занавеса. Жизнь Иоганна Петерса — это невероятная история, требующая своего Спилберга.

- О Климентии Шептицком в широких кругах знают немного. Не кажется ли вам, что его фигура несколько недооценена в нашем дискурсе? Может быть, он находится в тени своего брата?

- 2019 год - Год Климентия Шептицкого — и мне очень импонирует публикация его первой большой биографии авторства Ивана Матковского. В этом исследовании ему помогал иеромонах Юстин (Бойко). Монография демонстрирует, что Климентий Шептицкий солидно входит в круг научной жизни. Книга объемом более 600 страниц наполнена прекрасно проработанными источниками и фотографиями. Она довольно интересно написана и нацелена на широкий круг людей.

Я не могу согласиться с тем, что Климентий был в тени своего брата. В наше время он становится все более уважаемым и вызывает все больший интерес. Климентий Шептицкий никогда не хотел быть на уровне митрополита, не стремился к этой славе. Когда мы говорим о Шептицком, то должны помнить, что это прежде всего человек с очень глубоким монашеским призванием, для которого дело монастыря является приоритетным, а важнейшая цель его жизни — помощь ближнему. Когда я писал свою монографию, то нашел воспоминания унивчан о нем. Как бывший член Австрийского парламента и правая рука Андрея, Климентий общался с очень значительными людьми. У него отсутствовала гордыня - он мог общаться и с простыми крестьянами. Они вспоминают, что всегда могли с ним поговорить, ведь он был открыт людям.

Марк Вайнтрауб вспоминает о Климентии Шептицком: "Мы сидели в подвалах святоюрского комплекса, нас охватывала страшная депрессия: бушует августовская "акция", там наверху наши родители, а мы сидим здесь, молодые и надломленные. Он заходил к каждому сидевшему там еврею и всегда имел слово для того, чтобы каждого утешить. Для каждого из нас у него была улыбка, и после разговора с ним мы оживали. Шептицкий возвращал нам веру в то, что еще осталась какая-то человечность в том бездушном мире".

Даже те заключенные, которые сидели с ним в советской тюрьме, вспоминают, что он больше всего жаловался не из-за ужасных условий - ему было жаль, что не удается послужить людям, оставившимся верным в Униве. Климентий Шептицкий - очень большой и теплый человек. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь он станет святым.

- Знаете, кажется, что этими монахами руководило Божье Провидение. Были какие-то другие объективные причины, почему никого из них не поймали?

- Как христианин я верю, что это был Божий промысел и чудо. Если опираться на те документы, которые я держал в руках, то их уже десять раз должны были арестовать. К примеру, в 1943 году в монастыре на ул. Петра Скарги было шесть обысков СД. Курт Левин вспоминает: "Я был в том монастыре, и когда под окнами останавливалась какая-нибудь машина, то думал, что сейчас придут за мной". Сейчас нам кажется, что в монастырях прятали людей, а немцы к ним не приходили. Но на самом деле были страшные доносчики. Каждый монастырь сталкивался с тем, что за ним следили, и СД проводило регулярные обыски. Как им удавалось скрывать евреев? Господь Бог знает.

В 1942 году во время облавы во двор святоюрского комплекса забежала толпа евреев. Митрополит Шептицкий, увидев это, призвал своего секретаря отца Владимира Грицая и говорит: "Отче, прошу тех людей спрятать". А отец Владимир отвечает: "Там, наверное, людей 30, СД взяло их след. Где мы их спрячем"? Митрополит говорит: "В своей комнате". Отец Владимир берет ключ от своего дома, заводит всех людей в свою комнату и закрывает. Он выходит во двор святоюрского комплекса, где уже ждет СД. Приходят к митрополиту Шептицкому и кладут ордер на стол. Митрополит, глядя им в глаза, спокойно говорит: "Обыскивайте". Митрополит отправил отца Владимира сопровождать немцев. Того самого отца Владимира, в комнате которого полно евреев. Проводят обыск, и он подходит с немцами в свою комнату. Немец говорит: "Чья это комната?" - "Это моя". – "А, ничего, мы вам доверяем". И они идут дальше. А если бы он открыл свою комнату, где было около 30 беглецов — какие последствия имело бы для нашей Церкви то, что в митрополичьем комплексе скрывается целая толпа евреев?

Или, например, история Курта Левина в Унивской лавре. Его переодели в инока. Он приехал в Унив, дал свои документы настоятелю иеромонаху Иоанну (Шерстюку). После трех месяцев к нему прибегает настоятель. Говорит: "Кто-то донес на вас, что вы еврей и у нас скрываетесь. Мне дали известие, что уже за вами едет машина из Перемышлян, чтобы арестовать". Курт Левин рассказывает: "Я выбежал из монастыря, поднялся на холм — смотрю, а по дороге в Унив уже едут две машины". Тогда ему удалось спастись, а в 1944 году он уезжает за границу и становится известным экономистом. Всю свою жизнь Левин будет вспоминать о доброте студитов и митрополита Шептицкого и работать над тем, чтобы его признали Праведником мира.

Иногда линия раздела между добром и злом проходила через семьи. Побежавший в Перемышляны мужчина понял, что Курт Левин — это не Роман Митка, а еврей. Но, вероятнее всего, он поделился  с кем-то из родных в доме, кто и побежал выдать еврея. Тот родственник, с которым он поделился, помчался в Лавру спасать жизнь Курту Левину, монахам студитам - и, духовно, тому преступнику, который брал на себя их кровь. Мы не знаем, кто возвестил настоятеля, но это был кто-то из близких того человека, который донес немцам. При этом тот человек четко говорил, что среди студитов есть еврей. То есть проверяли бы монахов и нашли бы Курта Левина, однозначно.

- В завершение вашего рассказа хочу спросить: для кого вы писали свой труд, кого представляли его читателем?

- Этот труд я, в первую очередь, написал, чтобы почтить память тех людей, которые спасали евреев. Я очень придирчиво его писал, чтобы вспомнить каждого, каждого, кто это делал. Я хотел, чтобы мы помнили тех великих людей, которые спасали евреев, и спасшихся евреев. Это люди, которые жили в одном мире, а затем попали в другой мир и выжили в нем. На самом деле это история о людях, преступивших зло, победивших его. Знаете, не какими-то вооруженными силами, агрессией, а просто любовью, любовью к человеку.

Монах призван для того, чтобы быть прежде всего добрым христианином. Мы все к этому призваны. И мне кажется, студиты выдержали этот вызов. Шептицкий не прятал знакомых евреев, а прятал всех возможных евреев, которые к нему приходили. Это показывает величие нашей Церкви, которая обнимает всех, независимо от религиозного, социального и национального. Когда есть угроза жизни, Церковь спасает, потому что это человеческая жизнь. В наше материальное время задача этой книги – сказать, чем есть человек. Я считаю, что эта книга показывает Человека с большой буквы.

https://zbruc.eu/


Похожие статьи:

Братья Шептицкие и еврейский народ. Фрагмент биографии Праведника народов мира бл. свщмч. Климентия в период Холокоста. Часть IV