"Монашество — это добровольный ответ человека на приглашение Христа" - иеромонах Лука Михайлович. 8.02.2018.

 Иеромонах, студит, духовник Украинского католического университета (УКУ) Лука Михайлович в храме святого Юра рассказывал о Христе.


У монашества, как и в жизни, есть свои фазы.

- Монахи студиты, к которым вы относитесь - молятся по восемь часов?

- Конечно, так должны молиться, или хотя бы пытались это делать. Я принадлежу к монашескому сообществу монахов студийского устава, но сейчас меня пригласили к работе в УКУ работать в духовно-пасторальном отделе со студентами заведения, и это время для меня очень особенно, потому что нахожусь вне стен монастыря, хотя одновременно пытаюсь проводить монашескую жизнь там, где меня Бог поставил сейчас.

- Ибо монашество - это навсегда?

- У монашества, как и в жизни, есть свои фазы. Человек, приходящий в монастырь, не сразу становится монахом. Сначала предстоит длительный путь испытания своего намерения. И только после этого кандидат добровольно складывает пожизненные монашеские обеты. Монашество - это добровольный ответ человека на приглашение Христа. Но это лишь одна из форм христианской жизни, ведь монахи в идеале – всего лишь совершенные христиане. Поэтому неполезно разделять всех верующих на некоторые отдельные касты в лоне христианства. Ибо мы на самом деле один Божий народ, искупленный Христом.

- Вы также руководите хором Клирос?

- До недавнего времени руководил этим хором, сейчас тоже сотрудничаем. Но есть новые задачи в УКУ и новые проекты.

- Говорят, что нужно чаще открывать и читать Библию…

- Иисус говорит: "Если вы пребываете в слове моем, а слова Мои пребывают в вас, просите у Моего имени все, что хотите, - и будет вам". Иисус всегда с нами. Он находится в жизни Церкви в форме своего евангельского Слова. Мы часто живем в плену собственных концепций, воображения, которыми наполнено наше сознание. Мы их черпаем из телевидения, интернета, на основе наших человеческих идеалов. Если бы человек чаще питался Божьим Словом, Божьей энергией, благодатью, он становился бы каждый раз другим, потому что Слово изменяет личность. И что самое важное, получил бы правдивые принципы для своей жизни, необходимые для принятия верных решений, начал бы мыслить по-новому. Это так важно понимать сейчас, когда мы, украинцы, ожидаем чудо-реформ. Может, стоит, чтобы каждый реформировал свои собственные понятия в свете Слова Божия. Думаю, это могло бы повлиять на жизнь нашего окружения на глобальном национальном уровне.

Свобода — Богом данный дар.

- Читать нужно тогда, когда хочется, или нужно себя дисциплинировать, выделяя время для чтения Божьего Слова?

- Как вы думаете, что было бы с человеком, если бы он делал только то, что ему хочется и тогда, когда хочется?

- Есть такие мысли: пойду в церковь, если захочется, церкви же открыты. А помолиться могу и дома, если мне захочется.

- Человек – существо свободное. Свобода — Богом данный дар. Конечно, никто резко в церковь не загоняет. Это добровольный выбор, но было бы хорошо, если бы мы осознанно верили. Чтобы мы действительно пригласили Христа в свою жизнь. Если кто-то сейчас находится в тяжелых жизненных обстоятельствах, чувствует, что является брошенным Богом, считает, что не нужен другим или, возможно, переживает какую-то личную жизненную драму, пусть откроет Божье Слово. Пригласит Иисуса через молитву к своей жизни и начнет читать святые строки Слова Божия. Именно так может произойти диалог Бога с нашим сознанием, когда наполним полки нашего внутреннего мира Его смыслами. Мы начинаем мыслить Словом Божьим. Подумайте, как когда-то когда-то услышанная песня начинает звучать в нашем сознании. Так же и Слово Божие. Когда мы читаем, оно остаётся в наших мыслях, словах и проявлятся  в особо сложных моментах жизни. Важно читать Новый Завет. Священники, духовники могут помочь в толкованиях, если есть что-то непонятное.

- А как вы можете прокомментировать то, что Папа Франциск предложил внести изменения в молитву "Отче наш", откорректировав перевод слов "и не введи нас в искушение"? Мол, Бог не может вводить в искушение…

- В первую очередь, важно очень внимательно слушать то, что точно говорит понтифик. К сожалению, вокруг этого возникло множество неоправданных инсинуаций, дешевого ажиотажа и примитивных интерпретаций, подогреваемых в т. ч. журналистами. В этом случае Папа просто предложил перенести акцент из фразы "не введи нас в искушение" на что-то другое. Бог действительно не вводит человека в искушение, потому что не является источником искушений. Франциск предложил внимательнее всмотреться в первоначальный евангельский смысл изречения Христа молитвы "Отче Наш». В конце концов вопросы многих мест в Священном Писании также связаны с несовершенством перевода. Именно в этом смысле и высказался Папа. Чтобы помочь человеку лучше понимать духовные акценты важнейшей молитвы христиан. Итак, речь не идет об изменении молитвы, а об определенном уточнении, которое иногда для многих было непонятно или могло быть неправильно трактовано.



В Европу нужно идти с собственным лицом.

- Чешский философ и богослов Томаш Галик говорил, что христианство в Европе уже не религия просветительская, а религия Любви. То есть меняется восприятие религии европейцами.

- Папа Бенедикт XVI впервые ввел термин "постхристианская Европа". Помню, для многих на Западе это вызвало шок, потому что указало на то, что ценности современных европейцев смещены в направлении секуляризма, происходит отход от ценностей веры. У современной Европы, как и у каждого общества, есть свои вызовы. Люди ищут универсальных ценностей. Говорят: "Христианство — это хорошо, но нам нужно что-то, что бы нас объединяло с людьми других религий и культур". Европа, как и современный мир, является глобальной средой с мультикультурной формой выражения своего мировоззрения. Эти тенденции все больше транслируются также через законодательную сферу. Закон – это то, что становится обязательной парадигмой общества. В этом-то и опасность. Похоже, это пока понятно не всем. Европейский истеблишмент ищет какую-нибудь другую модель ценностей. На этом фоне порождается очень много опасных антропологических акцентов, где тело, человеческая сексуальность, стоимость свободы, гендерные вопросы приобретают фальшивые интерпретации. Это большой вызов. Европа - этакая старая сеньора, очень солидная дама, родившаяся и выросшая на крепких фундаментах веры. Но в дом той дамы в определенный момент пришли ее внуки, которые не желают верить в то, на чем выросла их бабушка и словно, извините, ждут в последний день этой сеньоры. Это мой образ. В Венеции (и не только) как-то меня поразило, что почти каждая улочка названа в честь какого-то святого. Религия так вошла в ментальное тело европейцев, что выражалась практически во всех областях жизни. Вера европейцев средневековья, раннемодерного времени, проектировала также ценности — взаимоуважение, толерантность, идеал учености, личной культуры, модель открытости и т.д. Вот такую ​​Европу мы знаем. Потому хотим жить именно в такой Европе. Но эта старая сеньора, похоже, имеет немного других внуков. Время покажет. Почему у Европы было мощное развитие? Ибо обладала мощным научным потенциалом, ядром которого были христианские общности. К примеру, ранние университеты. Монахи-бенедиктинцы изобрели первые азбуки для многих германских племен. Многочисленные инновации в области сельского хозяйства, первые уникальные формы парков и садов вели монашеские общины. Поэтому когда говорим о современной Европе, следует иметь в виду, что она в значительной степени живет на христианских дивидендах прошлого, которые, по-моему, не приумножаются, а глубоко модифицируются во что-то очень опасное. Итак, вашу цитату Томаша Галика о современной религии Любви, в которую желают верить современные европейцы, пожалуй, стоит уточнить. Нет любви без источника любви. Нет просто ценностей. Важно понимать, откуда они транслируются. Для христиан единственным источником любви и истинных ценностей есть Бог. Мы, украинцы, входя в Европу, имеем очень особую миссию: быть знаком ценностей традиционной христианской культуры, которая глубоко укоренена в нашу национальную и духовную матрицу: культуру, обычаи и тому подобное. В Европу нужно идти с собственным лицом. Прежде всего следует освободиться от иллюзии о том, что мы неполноценны и что должны беспринципно брать все, что нам предлагают. Идти в Европу следует как на базар. Оттуда можно не только что-нибудь привезти, но можно и предложить что-то свое. Так что выбор за нами. Убежден, что у нас есть свои духовные сокровища, идеалы, достояние, культура. Это наше лицо. Есть прекрасные талантливые люди, молодежь. Многие украинцы, которые едут в Европу, имеют очень хорошо реноме.

Беседовала Ирина Кушинская. https://meest-online.com/