Иеромонах Герасим (Григорий Гедеон Сироид). (01.04.1914-08.10.2005).

Отца Герасима любят и помнят сотни паломников и гостей Унивской Лавры. Обычно старенький отец встречал всех, сидя на лавочке у монастырских стен. В свои девяноста лет он в совершенстве помнил как события и людей из далёкого прошлого, так и каждого человека, с которым довелось пообщаться недавно. Отец всегда был очень внимательным и приветливым к каждому. Когда паломники, познакомившись с ним, рассказывали про себя, про свои заботы, то через некоторое время опять встретившись с отцом, удивлялись, как он всё помнит! Старенький монах связывал современных монахов и нас всех с древней традицией обители, ведь он был в близком духовном единении со многими подвижниками и святыми, которые проходили тут свой монашеский путь.

Родился отец Гедеон 1 апреля 1914 г. в многодетной  семье в селе Волсвин. Его папу забрали на войну, где он попал в плен, поэтому воспитание и содержание пятерых детей возлегло на плечи матери Анны. Призвание к священству Появилось у Григория уже в детские годы. Приходская церковь, местный отец, благочестивые и богобоязненные родственники привили ребёнку огромную любовь к Богу и ближнему. Григорий проявлял большие способности к учёбе, и родители отдали его в Сокольскую гимназию. Там юноша успешно выучил латинский, греческий и немецкий языки. Отец вспоминал, что когда начал обучение в Григорианском университете в Риме, все предметы преподавались на латыни. "Латинский язык я освоил в гимназии настолько хорошо, что уже с первой лекции начал всё понимать", - рассказывал монах.

По окончанию гимназии в 1930 г. шестнадцатилетний юноша, долго не размышляя и взяв родительское благословение, вступает в Унивский монастырь. На тот момент игуменом монастыря был Климентий (Шептицкий). Личность отца Климентия, его святость, углубленная жизнь в Боге, полная самоотдача служению Церкви и народу имели, несомненно, немалое позитивное влияние на молодого послушника. Жизнь в монастыре не была лёгкой: ежедневная работа в поле, на ферме, в мастерских и исполнение других разнообразных монастырских обязанностей, долгие утренние и вечерние богослужения. Однако всё это только укрепляло духовные и физические силы монаха.

Игумен Климентий, глядя на духовное возрастание молодого Григория, предлагает ему принять Малую схиму (пострижения в монашество). 14 октября 1937 г. Григорий складывает вечные обеты и принимает новое монашеское имя Гедеон. Вскоре его отправляют на богословские студии в Рим. В 1938 г. брат Гедеон получает диаконское посвящение, а в 1939 г. в римской катедре Антония Великого рукополагается в священники.

Успешно окончив обучение, отец Гедеон возвращается в Унивский монастырь. Новая жизнь молодого иеромонаха в монастыре совпало во времени первой советской оккупации в 1939 г. Невзирая на такие трудные времена, никто не терял веры и надежды. О. Гедеон вспоминал, как в первые дни второй мировой войны в монастыре чуть не произошла трагедия. Старшина военного подразделения Красной Армии, которая приблизительно 18-19 сентября продвигалась в направление Львова, каким-то образом узнала про монастырское охотничье оружие. Тут же арестовали настоятеля о. Иосифа (Шестюка). За сокрытие оружия его должны были расстрелять и уже поставили к стене монастырской колокольни, но про оружие иеромонах Иосиф ничего не знал. Видя опасность, о. Гедеон разбил монастырскую стену, в которую было замуровано оружие, вынул четыре ружья и отдал их советским командирам. Жизнь настоятеля была спасена. Позже, в 1944 г., о. Гедеон принимал активное участие в акции по защите евреев

После Львовского псевдособора 1946 г. начались массовые репрессии. Осенью 1948 г. арестовывают о. Гедеона, пять месяцев он провёл во львовской тюрьме. "За содействие ОУН" его осудили на высылку в Комсомольск-на-Амуре, где он пробыл вплоть до 1958 г. На Дальнем Востоке молодой иерей не разуверился, но мужественно с покорностью в сердце переносил трудности. Со временем стал бригадиром строительной бригады. О. Гедеон втайне совершал требы: крестил, венчал, исповедывал, проводил встречи и духовные разговоры со священниками, нуждавшимися в его духовной поддержке, чтобы смогли выстоять в нелёгких условиях. Всё это происходило крайне законспирировано, и большинство людей, ежедневно работающих рядом со своим бригадиром, даже и не подозревали, что этот молодой, красивый, коренастый человек имеет сан священника.  Приехав на принудительные работы в "Хабстройбат", отец раздобыл священичий служебник, стеклянную посуду для совершения Божественной Литургии, ризы: епитрахиль и фелон. Службу Божью проводил каждое воскресенье, а иногда и чаще. По словам отца, участие в Литургиях принимало около пятидесяти или более верующих.

Во времена "хрущёвской оттепели" отец вернулся на Галичину. В 1960 г начал свою душпастырскую работу в селе Поморяне Золочивского района Львовской области. Необыкновенно добрые воспоминания оставил ревностный душпастырь в сердцах прихожан. С его приходом изменилась жизнь в селе. В церковь всех потянули доступные проповеди, в которых отец каждый раз называл своих верных "Мои дорогие". Пребывая долгие годы с поморянцами, с которыми делил все их жизненные трудности и радости, отец одновременно обслуживал ещё девять других приходов. Характерным для него было заботливое отношение к ближним, готовность помогать нуждающимся.


В 1995 г. о. Гедеон вернулся в Унивскую Лавру. Сорок пять лет прошло с того времени, когда он насильно вынужден был оставить родные монастырские стены. Приехав в Лавру, в которой на то время проживал только один иеромонах и около тридцати монахов, у отца появилось много работы. Его приезд совпал с периодом возрождения древнего студитского монастыря, поэтому присутствие уже пожилых лет иеромонаха было просто необходимым. Отец служил в первую очередь как исповедник и как духовный советчик, ежедневно служил в храме Церковное правило.

27 августа 2005 г. о. Гедеон принял Великую схиму с именем Герасим.

+++

Видимо каждый знавший о. Гедеона (Герасима), сейчас, когда его не стало среди нас, жалеет, что находил так мало времени пообщаться с ним. Разговор не о том, что ему нужно было наше внимание, - кто-кто, а о Гедеон (Герасим) никогда не был одиноким. Всегда его окружали если не монахи, то паломники. Не ему, а нам необходимо было общение с ним. С ним ушла от нас целая эпоха, отошло в небытие то, что могло бы стать историей, то, что продолжило бы жизнь, став частью нас самих... Даже простое присутствие рядом с ним обогощала нас...

Прошло несколько минут - и его уже окружают паломники, а он им живо что-то рассказывает. Он был мостиком между нами и святыми Отцами, чьи молитвы ежедневно, годами, возносились его голосом в унивской церкви. Он выходил со святилища, как из вечности, - седой старец в сияющих ризах. Глаза - как глаза святого с иконы, внимательно всматриваются в твои... Не каждый может выдержать такой взгляд на себя - его взгляд даровал мир тем, кто выдерживал, не прятал глаз. Так, словно глаза в глаза встретился с самою вечностью, тут слова не нужны, молчание ценнее...


(Диакон Виталий), "Унівский прочанин" №4(7) 2009.