Монахи родом из Словакии: В Униве находим особый островок благодати и Божьего мира

Уже несколько лет в нашем монастыре пребывают два монаха из Словакии, которые почувствовали в себе призвание к монашеской жизни согласно Студитского Устава. Это иеромонах Иона (Иосиф Максим), рясофорный монах Петр Мойжеш. А так же сейчас в обители проживает отец Пётр Гербери (ЧНИ). Мы попросили братьев-словаков ближе ознакомить читателей "Унівського прочанина" со Словацкой Греко-Католической Церковью и поделиться своими мыслями.

- За время Вашего пребывания в унивской обители значительно расширилось общение между словацким и украинским народами, стали крепче связи между нашими Церквями.

- О. Иона: В унивский монастырь я вступил осенью 2004 года. И уже с лета 2005 года ежемесячно посещает кто-нибудь со Словакии - семинаристы, сёстры-монахини, священники, молодёжные группы, прихожане-паломники и даже епископы. Приезжают сюда наши паломники на реколекции, духовные обновления, молитву, или просто отдохнуть, посмотреть, как живут монахи-студиты. У нас в Словакии студитского монастыря нету. На мой взгляд, люди ищут некий островок благодати, Божьего мира, и, кажется, что в Униве его находят. Я очень рад с этого, ибо вижу, что таким образом реализуется взаимное сближение, познание, взаимопонимание верных Греко-Католической Церкви в обоих странах. Следует отметить, что братья нашего монастыря уже не раз посещали Словакию.

- Недавно ваша Греко-Католическая Церковь получила статус Митрополиии первым её Митрополитом стал прешивский епископ Иван Бабяк. Какое это имеет значение для греко-католиков Словакии?

- Это имеет огомное значение, ведь наши греко-католики до этого были организованы в одной Прешивской епархии и в одном экзархате с центром в Кошице. Эти два центра находятся на востоке страны, где сосредоточены греко-католики (около 75%). Му чувствовали всегда себя, как в "уголке". Новый статус нашей Греко-Католической Церкви помогает более реально понять, Что Римо-Католическая и Греко-Католическая Церкви на одной и той же территории находятся на одном уровне юридичеки-церковных организаций. Этот акт свидетельствует, что наша Церковь пришла к моменту, когда стала зрелой, самостоятельной, независимой.

- Как монашеские чины и сообщества существуют на территории новообразованной митрополии?

- О. Пётр: На территории Пряшивской митрополии действуют как мужские, так и женские общины богопосвящённой жизни: редемптористы (более 35), василиане (более 15), сёстры служебницы Непорочной Девы Марии (более18), сёстры св. Василия Великого (более 60). Их деятельность разносторонняя: проводят миссии, реколекции, издают духовную литературу, обслуживают приходы - каждая община в духе, ближе подхлдящем её харизме. Сёстры занимаются катехезацией, проводят занятия в учебных заведениях, заботятся о тяжело больных, помогают в душпастырстве детей и молодёжи на приходах и так далее. В Пряшивской митрополии есть так же контемплятивный монастырь сестёр редемптористок.

- Прошедший ХХ век был насыщенный для всей Католической Церкви тем, что многие из мирян и духовенства пролили свою мученическую кровь за веру в Христа. Каких мучеников породила Ваша земля?

- О. Пётр: Преследования не обошли стороной Греко-Католическую Церковь бывшей Чехословакии. В апреле 1950 года в Прешиве был инсценирован псевдособор похожий на Львовский. Началось жестокое преследование верных Греко-Католической Церкви. Арестованы епископы, много монахов и светского духовенства, мирян, а всех неарестованных священников, которые отказались перейти в Православную Церковь, власти вынудили срочно выехать со своими семьями из прешивского и кошицкого местоположения, со строгим запрещением на возвращение. Венец мучеников получили в те времена: Прешивский епископ Павел Гойдич (1888-1960 гг), Пряшивский епископ-помощник Василь Гопко (1904-1976 гг) и иеромонах Методий Трчка (1886-1959 гг), протоигумен редемптористов. Владыка Павел после 13 лет тюрьмы был освобождён и сразу начал бороться за легализацию  Церкви, которую она получила в июне 1968 года.

- Унивский монастырь на протяжение последних столетий оставался местом монашеского подвига не только украинцев, но и других словянских народов. Интересно, какой дорогой Господь привёл Вас со Словакии в эту святую обитель?

- О. Пётр: Я родился на западе страны в столице Словакии Братиславе. Но мой отец родом из греко-католического села на востоке Словакии. Мои родители работают преподавателями в вузе, поэтому при коммунистической власти мы вынуждены были ходить в римо-католическую Церковь. После "коммунизма" пришёл в наш приход один священник, который привил нам, молодым людям, любовь к восточному обряду. Когда мне было 15-16 лет, начал читать "Изречения Отцов пустыни" (Апофтегми). Мне импонировал способ жизни людей, живших так близко к Богу. В нашей молодёжной общине мы договорились, что будем ежедневно молиться по 20 минут утром и вечером. С тех пор я, можно сказать, ближе обратился к Господу, и начал искать место, где бы молиться так, как те древние монахи. 

В Словакии есть монастыри, где монахи служат как душпастыри, но не проводят совместной молитвенной жизни. Я поступил в духовную семинарию, но увидел, что это не то, чего ищу. Во время обучения в семинарии в 1999 г., благодаря о. Глебу Лончини (сейчас епископ УГКЦ), я побывал в монастыре св. Теодора Студита в с. Колодиивка. Там я понял, что хочу стать монахом.

После окончания семинарии я продолжил обучение в Папском патристическом институте "Августинианум", т. к. хотел научиться переводить на словацкий язык творения св. Отцов Церкви. Там я говорил с одним старцем про свои мечты, а он мне предложил монашескую общину в Италии, или Унивскую Лавру. Также посоветовал мне молиться: "Господи, я пойду, куда Ты меня пошлёшь, лишь бы это была Твоя воля". В январе 2005 г. я приехал на две недели в Унивскую Лавру, а летом - на два месяца. Окончательно в конце мая 2006 г. я приехал в Лавру, чтобы стать монахом.

- Получили ли вы тут, в Униве, то, на что надеялись?

- Не получил всего того, чего ожидал, но именно этому я хочу научиться: не получать всегда то, на что надеешься, а оставлять это Богу.


Унівский прочанин №1(4) 2009