"Бедная вдова принесла несколько яиц, тушенку и кусочек хлеба. Принимаешь помощь, благодаришь и плачешь", – отец Макарий Дутка, настоятель Унивской лавры. 03.2022.

Война поставила перед нами много вызовов, а Бог послал еще больше людей, готовых достойно их принимать. О Божьем провидении, человеческой совести, неожиданных поворотах и ​​неутомимой помощи говорим с иеромонахом, настоятелем монастыря Святоуспенской Унивской лавры отцом Макарием Дуткой.

- Отец, вспомните первый день войны. Какими были ваши первые впечатления и переживания?

- Как и все граждане Украины, мы слышали о возможности нападения России и имели определенный страх. Но никто не знал точного времени. Я помню, что проснулся в 5 утра, как-то неожиданно. Мы в монастыре обычно встаем в 5:30. Я почувствовал какое-то внутреннее волнение. Зашел в интернет и узнал, что началось вторжение. Тогда я до конца еще не сознавал всего масштаба, думал, что снова какие-то конфликты на Донбассе. Но позже понял, что началась война. По-видимому, как и каждый человек, ощутил страх: страх за свое государство, за себя лично, за монастырь. Проинформировал сразу братьев, стал следить за новостями. На утрене уже просил братьев о молитве. Многие фейковые новости наводили еще больше страха. Мы старались молиться, сколько возможно, чтобы это не закончилось трагически для нашего государства.

- Отец, молитва для монаха – это норма. В молитве вы постоянно пребываете. Когда вы узнали о войне, были ли какие-то мысли, что следует делать вне молитвы?

- Нет, сразу не было каких-либо конкретных мнений или плана действий. Мы все молились, просили Бога Иисусовой молитвой: "Господь, Иисус Христос, храни наш украинский народ, храни наше государство". Конкретные шаги мы еще не знали, но были очень сплоченные, слушали указания правительства и президента Владимира Зеленского, видели, что правительство на месте и все контролирует. Мы им верили.

Где-то на третий-четвертый день, когда города активно обстреливались, а люди массово приезжали на границу и сюда, в западную часть Украины, мы подали информацию на нашей официальной странице в фейсбуке, что принимаем беженцев. Люди стали прибывать и их каждый день становилось всё больше. Были случаи, что в одну ночь мы поселяли 30 – 40 человек. Мы стали пересыльным пунктом. Люди приезжали к нам переночевать и дальше продолжали свое путешествие. Впоследствии начала формироваться группа людей, задержавшихся подольше. Сначала это были люди из Броварщины, потом из Ирпеня, когда Ирпень еще не был заблокирован. Они передавали другим информацию о том, что им хорошо в Унивской лавре, звали своих знакомых или близких. Таким образом, поток постоянно рос.

- Были ли такие люди, которые планировали ехать дальше, но потом здесь оставались?

- Да, есть люди, которые у нас живут уже пять дней. Они сказали: "Отче, нас девять. Мы планируем немного у вас пожить. И потом пойти дальше". Они не уточняли куда. Но вижу, что им понравилось, они решили остаться и приглашали своих знакомых приезжать в Унивскую лавру.

- Что изменилось в распорядке монастыря, в таких устоявшихся вещах, которые были для вас привычны?

- Я не воспринимаю эту миссию, в которой мы принимаем переселенцев, как какие-то хлопоты для нашего монастыря. Церковное правило не изменилось: мы молимся, как обычно, литургии совершаются. А присутствие этих людей как раз помогает нам открыть себя. Мы чувствуем, что эта миссия необходима для нашего народа, для нашей Церкви. Мы делимся нашей любовью, нашим вниманием, ходим на общие встречи, общаемся, спрашиваем об их жизненных судьбах. Потом люди просят о духовных разговорах. Это сближает нас, монахов с народом.

Еще до начала войны у нас были съемки "Шустер Live". Журналист Василий брал у меня интервью о том, как наши монахи спасали евреев в Унивской лавре во время Второй мировой войны. Где-то на пятый-шестой день войны я ужаснулся от мысли, что о подобном раньше мог читать в книгах, слышать по телевидению о том, как наши монахи спасали евреев, а сейчас мы должны выполнять фактически ту же миссию. Только спасать приходится наших людей, наш народ. Раньше не мог даже подумать, что на 45-м году жизни мне придется кого-то спасать так, как делали наши предшественники. Мы чувствуем себя нужными миру не только молитвой, но и нашими делами.

- Есть ли какой-то особый человек, который прибыл из зоны военных действий и глубоко вас тронул?

- Есть одна очень позитивная история, которая в свое время поддержала и придала мне великую веру. Женщина немного постарше рассказывала, что ее муж воевал еще в советской, а затем в украинской армии. Как только началась война, он без колебаний вступил в ряды Вооруженных сил Украины. И вот этот опытный воин, восхищался духом, который сейчас властвует в нашем войске. Он был поражен тем, как ребята себя ведут, какие они положительно настроенные на победу, какое у них снаряжение и оружие. Эта женщина говорит, что когда мужчина с ней поделился мыслями, это придало ей надежду, что наше войско победит. Я тогда немного приходил в упадок, потому что каждый день слышал о наших погибших. А ее рассказ снова добавил веры, что мы сможем противостоять мощному врагу.

- Отче, время, которое мы сейчас переживаем, очень особенное. Это время начала Великого поста, время всепрощения. Я не знаю, имели ли мы в нашей истории Украины такой вызов для этого чина "Всепрощения". Как вы отвечаете на него?

- Я желаю себе и всем нашим гражданам не питать в своей душе, в своем сердце каких-то ненавистнических чувств к нашему врагу. Надо понимать, в какой глубокой тьме они находятся. Они часто сами не сознательны и не знают, что делают. Нельзя возбуждать в себе ненависти, чтобы самим не осатанеть. Нам нужно избавляться от всех позорных слов, которые сегодня мы слышим отовсюду. Мы понимаем, что наши ребята высказываются так, когда видят мертвых людей и зверства, которые вытворяют русские солдаты. Но нам нужно сохранять такую ​​всеобъемлющую любовь, потому что это люди, обманутые русской пропагандой. Не надо питать ненависти к самим людям. Нам нужно преодолеть этот дух злобы и ненависти к другим людям, к другой нации.

- Отче, расскажите немного о людях, которые ежедневно прибывают сюда: откуда они, какие их семьи, какого возраста дети?

- За эти несколько дней войны у нас в Лавре собралась стабильная группа. Сейчас 90 человек. Мы их принимаем в двух гостеприимных домах. Один расположен рядом с монастырем, второй – сразу у входа, это бывший реколлекционный дом. Люди прибывают из разных городков Украины, но только с горячих точек, таких как Ирпень, Бровары, Мелитополь, Мариуполь, Киев, Краматорск, Харьков. У каждого из них разные истории. Есть люди с детьми. Из тех 90 человек у нас где-то 20 детей. Есть мальчик с церебральным параличом, о котором постоянно заботится мама. Люди очень открыты, приветливы. Я верю, что Господь посылает сюда очень добрых людей. Многие из них сначала немного растеряны и заплаканы, ведь вырвались из ада. Им сложно открыться. Но когда мы начинаем вместе лепить вареники, убирать дом или трапезную, мыть посуду, они открываются, начинают улыбаться и общаться с братьями и священниками. Уже несколько раз они звали меня на духовные разговоры, задавали разные вопросы. Сейчас у нас также есть братья-семинаристы из Киевской семинарии, которые родом из Мариуполя, Мелитополя, они также имеют каждый день встречи с детьми и каждый вечер со взрослыми.

Мы вместе работаем и молимся. И люди это ценят. Они нуждаются, чтобы кто-то с ними был постоянно, чтобы кто-нибудь вспоминал их родных. У нас есть две родные сестры со своими детьми, их мужчины на передовой, военные. Однажды я спросил: "Юля, как у тебя дела? Какие новости с фронта от твоего мужа?". Она мне рассказала коротко, потом я предложил помолиться за ее мужа и отца, тоже воюющего. Мы вместе помолились "Царю небесный". А она говорит: "Отче, можно вас обнять?" И просто искренне меня обнимает.

Иногда, когда человек мне что-то рассказывает, я заливаюсь слезами. Бывают действительно болезненные истории. Сегодня нас попросили принять семью из Ирпеня. Беременная женщина с маленьким ребенком. Они сейчас уезжают в сторону западной части Украины. Когда такое слушаешь, думаешь: "Я сам на чердак вылезу, буду спать на земле, потому что как таких людей можно не принять?". Это наш люд.

Когда началась эта война, мы в монастыре не были к ней готовы. Мы никогда не делали больших запасов. Наверное, раз в две-три недели мы ездили на рынок "Шувар" во Львове и закупали продукты. И когда у нас началась такая массовость с переселенцами, я подсчитал, что на два-три дня нам нужно около тысячи порций пищи. Мы стараемся, чтобы люди хорошо питались, а не жили только на каше. Готовим первое и второе, заботимся, чтобы было что-то теплое. На нашей странице в фейсбуке я попросил поделиться продуктами с нами, дал свой контактный телефон, и через несколько дней мы собрали яиц, круп, муки, хлеба.

Когда люди услышали, что Унивская лавра приютила много людей, начали звонить по телефону, пополнять наш официальный счет, привозить нам продукты. Сегодня я был поражен, когда одна бедная вдова 60-65 лет, живущая здесь у нас в деревне, пришла с большой сумкой, в которой было несколько яиц, баночка тушенки, кусочек хлеба, и еще протягивает мне 200 гривен. Она все это принесла, чтобы помочь другим. Ты принимаешь эту помощь, благодаришь и плачешь. Такие вот мы сплоченные. Я писал в интернете: нужно вместе работать, побеждать этого врага, потому что только в единстве, как говорит наша украинская песня, – сила народа. И когда мы будем едины, когда мы будем вместе бороться – победа будет за нами. В этом не следует сомневаться. Надо просто выйти из зоны своего комфорта. Господь Бог дает много идей и много возможностей. Господь Бог благословит. Кто имеет возможность – берите к себе беженцев. Я даже предлагал оюдям, что Унивская лавра может помочь продуктами, у нас их достаточно и сможем ими поделиться.

- Есть ли люди в селе, которые берут беженцев?

- Да. Часто, когда вижу на территории Лавры незнакомых людей, сразу думаю себе, не есть ли это люди, которые бегут от того безвременья, от войны. Наши дома уже заполнены, иногда не знаешь, куда новых людей поместить. И когда вижу группу людей, сразу думаю, куда их поселить. Сегодня мы с отцом-игуменом увидели группу пожилых женщин, которые идут с сумками. Я уже начинаю искать варианты поселения, а отец говорит: "Да нет, так это же наши женщины из села". Они шли на вечернюю. И каждая несла две большие тяжелые сумки с продуктами для наших переселенцев. Это настолько поражает, каждый раз убеждаешься, что Господь Бог заботится обо всех, заботится о нас, заботится о переселенцах, заботится об Украине.

Беседовал Петр Дидула 10 марта 2022 года.

https://ucu.edu.ua/