Беларусские паломники в дороге на Унив

 Каждый год в паломничестве на Унив  принимают участие беларусы. Греко-католическая Церковь в Беларуси насчитывает сейчас два десятка приходов (2012 г.), десять священников и несколько тысяч верующих, разброшенных по всей стране. В 1994 г. на земле св. Езофата в Полоцке был восстановлен студитский монастырь свв. Бориса и Глеба, который своими корнями выходит из ХІІ века. Менее чем через год рядом с монастырём появилась деревянная церковь. Обитель в Полоцке стала местом реколлекций, курсов катехизации и церковных праздников. С 1995 г. начали проходить пешие паломничества Витебск - Полоцк, посвящённые памяти полоцких мучеников: монахов-василиан, которые погибли в 1705 г. от руки царя Петра І. Полоцк стал главным местом почитания св. Езофата в Беларуси, паломники с разных стран каждый год прибывают сюда, чтобы отдать честь памяти мученика за единство Церкви.

Участие в паломничестве на Унив является важным событием в жизни беларусских греко-католиков. За несколько лет менялись количество и состав паломников с Беларуси, изменились жизненные обстоятельства и взгляды у тех, кто приезжает постоянно. Но неизменным остаётся наиглавнейшее: паломники приносят Богородице свои молитвы и надежды. Предлагаем вашему вниманию размышления беларуской паломницы Марины Шабасовой из Минска.


Есть ряд моментов, которые неизменно впечатляют всех беларусов, впервые приехавших в Украину. Во-первых, это огромное количество верующих. В Беларуси практикующие христиане являются для окружающих "дивом дивным". Во Львове кажется, что все люди верят в Бога, чтят христианские традиции, что ты ступил на Землю обетованную... Во-вторых, в украинцах впечатляет искренность и простота веры. Через особенности менталитета беларусы обращаются к Богу "интеллигентно", с постоянным сомнением, всё ли правильно они делают. Нужно ли просить про здоровье или смириться и начать всерьёз думать про вечность? Будет ли Господь заниматься таким "недуховным делом", как оценка на экзамине и т.д.? В подобной деликатности есть свои плюсы, но у украинцев нам стоит поучиться приглашать Господа в свою повседневную жизнь с доверием, что молитвы будут услышаны.

Беларусы регулярно принимают участие в паломничестве на Унив с 2004 г. С благодарностью и молитвой вспоминаются те люди, которые пускали нас на ночлег в свои дома, а утром угощали завтраком и искренне радовались, что молодые люди идут к Божей Матери. В Беларуси люди намного более сдержанно относятся к Церкви, и, соответственно, к паломникам, поэтому для нас огромная радость видеть, как с приветствием к вратам своих домов выходят люди целыми семьями, а в их глазах стоят слёзы.


Во время паломничества круг знакомых для нас украинцев расширяется, некоторые становятся хорошими друзьями, которых радостно встречать из года в год. Украинцы интересуются, можно ли приехать в Беларусь, и в этом году некоторые высказали желание принять участие в паломничестве из Витебска в Полоцк. 

Вот и мы наконец-то в Униве. Хотя слово "наконец-то" не очень удачно. "Как быстро мы пришли", - говорим мы друг другу, удивляясь, что практически позади осталось то, что ещё недавно было предметом наших надежд и ожиданий.

Хотелось бы ещё идти и идти, отодвинуть момент прихода в Лавру хотя бы на день, продолжить время пути к Богородице, ещё помолиться, пережить более основательно духовное возрождение.

Святоуспенская Унивская Лавра - место святое. Для многих беларусских греко-католиков - это лучшее место в мире. Есть более интересные в архитектурном плане места, более масштабные паломнические центры, но все мы сходимся в том, что в Униве есть особый дух, очарование, что-то, что побуждает желание жить глубокой молитвенной жизнью. Тут в сердце приходит мир...

 Самой волнующей частью ночных богослужений для нас является поход на монашескую гору, когда в предрассветный час сотни людей со свечами поднимаются на гору. В темноте видны только огни, образующие беспрерывную движущуюся ленту. Тут, где покоятся праведники, как нигде, чувствуется воскресение. Возможно, мы приходим на монастырское кладбище не столько для того, чтобы помолиться за умерших, сколько для того, чтобы попросить об заступничестве праведников и подумать про цель и назначение своей жизни.

Утром после архиерейской Литургии нам необходимо выезжать, что всегда делается с сожалением. Последние пару лет часть беларусов остаётся в Униве. Когда паломники разъезжаются и всё стихает, есть возможность помолиться в пустой церкви, подойти к чудотворной иконе, в тишине подняться на монашескую гору. Мы покидаем Унив с решением обязательно вернуться и что-то изменить в своей повседневной жизни, и можно с уверенностью сказать, что путь со Львова, а точнее из Минска, не был напрасный.


Унівский прочанин №1(16) 2012