Великан духа: в Унивской лавре конференцией отметили юбилей архимандрита блаженного о. Климента Шептицкого (23.11.2019).

В Униве состоялась конференция, посвященная 150-летию со дня рождения блаженного Климентия Шептицкого и 100-летию поселения студитов в Свято-Успенской Унивской Лавре.

Свято-Успенская Унивская Лавра – место благодати и покоя, куда хочется приезжать снова и снова, место ежегодных многотысячных паломничеств и тихой частной молитвы. За свою многовековую историю (первое письменное упоминание о монастыре датировано 1395 годом) здесь многое происходило – от татарских набегов до советской оккупации – но всегда эта святыня возрождалась.

Такой, какой мы сейчас ее знаем, Свято-Успенская Унивская Лавра стала в значительной степени благодаря монахам Студитского Устава, или студитам, которые 100 лет назад поселились здесь по воле Митрополита Андрея после того, как в результате военных действий была полностью уничтожена первая лавра студитов в Скнилове, что под Львовом. А первым игуменом Лавры, а затем архимандритом студитов стал блаженный Климентий Шептицкий, 150-летний юбилей со дня рождения которого торжественно отмечаем в этом году.

Именно к этим двум датам была приурочена международная научная конференция, которая состоялась в Свято-Успенской Унивской Лавре 16 ноября. В ней приняли участие исследователи истории Лавры и студитов, а также жизни и деятельности блаженного отца Климентия Шептицкого из Украины, Польши, Бельгии, представители студийского, и не только монашества, многочисленные верующие, интересующиеся историей этой святыни.

Поздравил участников конференции и открыл ее игумен Свято-Успенской Унивской Лавры иеромонах Илья (Мамчак). "Сегодня нас собрал здесь блаженный Климентий, потому что святые обладают способностью созывать. В этом году празднуем его 150-летие со дня рождения, как и 100-летие нашего поселения в этой обители. Чтобы лучше узнать ситуацию, которая была здесь в те времена, и саму фигуру блаженного Климентия, мы попросили докладчиков, являющихся исследователями этих тем, представить свои наработки", — отметил о. Илья.

Виктория Чернописская, кандидат исторических наук, ассистент кафедры гражданского права и процесса Института права и психологии Национального университета "Львовская политехника", первая исследовательница жизненного пути блаженного Климентия, автор первой научной монографии о нем, рассказала, что когда была студенткой, то знала о Климентии Шептицком только то, что папа Иоанн Павел II провозгласил его в 2001 году во Львове блаженным. В ходе своих научных исследований она узнала, что игумен Климентий сыграл чрезвычайно весомую роль в религиозной, социальной и культурной жизни Восточной Галиции, стал для украинцев, а тем более для монашества Студийского Устава, одним из героев их новейшей истории, что и сегодня говорит к них через свое духовное наследие. Игумен Климентий – это универсальная и уникальная фигура в истории Украины и УГКЦ, чрезвычайно одаренная и жертвенная.

Исследовательница коротко очертила разнообразие направлений деятельности блаженного, когда он был игуменом Унивской Лавры. 29 августа 1919 г. студиты перебрались в Унив, всего тогда насчитывалось немногим более шести десятков монахов. Ведущая роль в организации жизнедеятельности монастыря принадлежала настоятелю, считавшемуся не только безоговорочным духовным лидером, но и отцом для братии. Именно от него больше всего зависело состояние духовного и экономического развития Лавры. А одной из первоочередных задач, которая встала перед игуменом, было приспособление зданий к монастырским нуждам, чтобы монахи могли жить в отдельных кельях, обустройство комнат для библиотеки, архива, типографии, трапезной, мастерских и т.п.

Игумен Климентий проявил себя не только как компетентный организатор экономическо-хозяйственной жизни студитской общины, но и как основатель новых монастырей во Львове, Зарванице и Доре, миссионерских станиц на Подляшье, Полесье и Беларуси.

Широкомасштабной была и деятельность игумена Климентия по продвижению национальной культуры в Восточной Галиции, в частности, значительная заслуга монахов Студийского Устава заключалась в возрождении традиций древнего украинско-византийского сакрального искусства.

Игумен Климентий прилагал много усилий, чтобы Унивская Лавра стала духовно-паломническим центром украинцев в Восточной Галиции. Он совместно с монашеской общиной возобновляет практику ежегодных паломничеств в Унивскую Лавру на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Десятки тысяч паломников приходили со всей Восточной Галиции, чтобы поклониться Чудотворной иконе и реализовать свои религиозные потребности. Так, в 1935 г. в Унивскую Лавру прибыло 13 тыс. верующих, 40 священников из разных местностей, а уже через два года около 20 тыс. паломников.

Иеромонах-василианин Иероним (Гром), вице-ректор Василиянского института философско-богословских студий имени Велямина Рутского в своем докладе сосредоточил внимание на василианском периоде Унивской Лавры, который пришелся на XVII в., и на фигурах давних представителей рода Шептицких, епископов Варлаама, Атанасия и Льва, их роли в деятельности монастыря.

Именно при архимандрите Варлааме, который в 1668 году стал архимандритом Унивским, Лавра приняла унию в 1681 году, в 1711 году он созвал так называемый Унивский монаший собор, который утвердил роль Унива, как одного из центров монашества в Западной Украине.

В 1713 году Варлаам отрекся от Унивской архимандрии в пользу своего племянника Атанасия Шептицкого. Это время, когда строился Святоюрский собор и все управление делами епархии было сосредоточено в Униве. В это время происходит центратизация монастырей. В 1739 году была образована Конгрегация Святопокровской провинции. Монастыри, которые во время подписания унии настаивали на своем подчинении местному епископу, переходят в подчинение протоигумена. Есть свидетельства, что во времена Атанасия Унивский монастырь был самодостаточным.

После его смерти архимандритом стал Амвросий Турянский. Есть свидетельство того, что в то время Галицкий епископ Лев Шептицкий судился с ним за Унивский монастырь.

Следовательно, архимандритом стал Онуфрий Братковский протоигумен василианской провинции, он отстаивал права монастыря перед Габсбургами, с его смертью монастырь закрыли и передали в собственность религиозного фонда, церковь стала приходской.

В этот период монахов в Лавре проживало не много, 10-15, а временами и 6-8, однако при монастыре проживало немало людей, занимавшихся разным ремеслом. Некоторое время при архимандрите Братковском здесь проживали и студенты, которые имели здесь занятия по риторике и философии.

Унивский монастырь в василианский период славился книгопечатанием, здесь издавали молитвенные и богослужебные книги небольшого формата. Что интересно, в отличие от Почаева, здесь издавали только кириллические книги, не было книг ни на польском ни на латинском языке. Была здесь и скриптовая, специальная комната, где монахи от руки переписывали богослужебные книги.

К сожалению, не смог прибыть на конференцию иеромонах редемпторист Руслан Пих, сейчас проживающий в Бельгии, однако подготовленный им доклад о редемтористском периоде Унивской лавры произнес о. Андрей Рак, протоигумен Львовской провинции редептористов.

Это пребывание было не длительным, всего 6 лет и 11 дней, но очень насыщенным и интересным ввиду исторических событий, которые тогда происходили в мире, а их ареной была и Галичина. С самого начала, когда Митрополит Андрей поселил здесь первых монахов редемптористов, прибывших в Галицию из Бельгии, они воспринимали Унив как временный дом. Здесь они должны были выучить язык, ознакомиться с ситуацией и теми обстоятельствами, в которых придется работать среди людей. 23 августа 1913 г. прибыла первая группа редемптористов из Бельгии, в конце концов, все время пребывания редемптористов в Униве можно разделить на три августовских периода, поскольку именно в этом месяце происходили знаковые события. Итак, первый из них 1913-1914. Когда приехали первые шесть миссионеров (четыре священника и два брата), славный когда-то монастырь пребывал в упадке, дома нуждались в большом ремонте. Пригодной для использования была лишь незначительная их часть. Они несколько разочарованы тем, что поселились в "глуши" и видят большую проблему из-за языкового барьера, однако надеются скоро все наверстать, потому что видят среди людей великую веру.

Интересно также свидетельство монахов о нашествии тифа, которое постигло Унив зимой 1913-1914 года. Отцы каждый день посещали тех несчастных людей.

С началом Первой мировой войны начался второй августовский период пребывания редемтористов в Униве, который длился до августа 1917 года. Когда же изгнание стало неизбежным, "шок от наступления русских войск был настолько сильным, что никто не имел времени заниматься нами".

С 28 августа 1914 г. Унив оказался под властью россиян. Однако легче не стало, потому что монахов постигла "бедность, а точнее нищета", потому что уже не было поддержки благотворителей, Митрополит оказался в ссылке в Суздале. "Мы остались без денег, без земель, потерянные в маленькой деревне среди таких же бедных, как и мы, людей. Войска шли и возвращались, беспощадно забирая скот и продовольствие", — писал в своих воспоминаниях о. Иосиф Схейверс. Россияне оказывали давление и пытались избавиться от редемптористов, потому что стремились обратить Галицию в православие. Так что три года русской оккупации оказались несказанно тяжелыми, уже перед отступлением россияне хотели сжечь монастырь, но вмешалось Провидение. Пришли австрийские уланы, так что монастырь уцелел, однако легче под властью австрийцев не стало.

Во время войны в монастыре размещалась больница, а священники были вынуждены заботиться об опустевших приходах.

"Сколько часов мы провели в течение этих трех лет у подножия чудотворной Богородицы в Униве! Она была нашим единственным пристанищем и нашей единственной надеждой", — пишет о. И. Схейверс.

Третий период 1917-1919 г. был очень насыщенным, несмотря на новые трудности во время польско-украинской войны. В этот период в Униве начинает действовать новициат и появилось немало призваний. Не долгое время в новициате здесь был и о. Николай Чарнецкий.

В воскресенье 30 сентября 1917 г. Митр. Андрей совершил священнические посвящения будущего своего преемника – Иосифа Слипого, и именно о. Й. Схейверс представил кандидата.

В августе 1919 г. редемптористы начали обустраиваться в Збоиськах, где Митрополит подарил им дом и  поля, а 1 сентября окончательно выехали из Унива. Отец Й. Схейверс в своих воспоминаниях пишет как трудно ему было покидать это место: "Наконец-то и для нас пора покинуть Унивский монастырь и пойти в другой дом. Мы должны были проститься с дорогими зданиями, которые были немыми свидетелями многих впечатлений. Только один Бог знает, как трудно мне было покидать это место. Я покинул старый монастырь, образ Украины, который мне удалось спасти от уничтожения. Я бросил любимую икону Богородицы, я видел, как на прощание Она посмотрела на меня длинным взглядом. Я оставил наконец и моего загадочного гостя (видение, которое имел в Унивском монастыре и которое описал в произведении "Ангел Украины"), и пошел...".

Д-р Иван Матковский, научный сотрудник Постуляционного центра монастырей Студитского Устава, вовлеченный в это время в еще одну конференцию, которая  проходила в стенах Национальной научной библиотеки им. В. Стефаника также поручил зачитать свой доклад "Об обстоятельствах основания Свято-Успенской Унивской Лавры Студитского Устава", что и сделал схимонах Пимен (Мойзеш).

Докладчик проанализировал ряд документов и воспоминаний, которые проливают свет на обстоятельства основания Митрополитом Андреем Шептицким Свято-Успенской Унивской Лавры Студитского Устава и процесс возрождения восточного католического монашества после Первой мировой войны.

Как уже говорилось, в августе 1919 года студиты поселились в Униве и настоятелем среди них был о. Климентий, только 28 августа 1925 года, Митрополит Андрей выдал грамоту на основание Свято-Успенской Лавры Студитского Устава в Униве, после чего состоялось каноническое избрание и утверждение о. Климентия Шептицкого ее игуменом, а к тому времени монастырь официально считался убежищем монахов. Однако о. Климентий с братией вели большую работу среди народа, а Митрополит заботился о том, что папа благословил восстановление восточного монашества, которое бы жило по правилу св. Теодора Студита.

Непростыми были и отношения монахов-студитов в Униве с польскими властями. Полиция проводила обыски, а отца Климентия  даже арестовывали. По мнению И. Матковского, одной из причин этих преследований были политические интриги, направленные против генерала Станислава Шептицкого, родного брата Митрополита Андрея и о. Климентия, героя чуда над Вислой.

Учреждение Унивской Свято-Успенской Лавры Студитского Устава пришлось во время тяжелого послевоенного периода и становления возрожденной польской Речи Посполитой. Кроме смерти во время Первой мировой войны ряда епископов и священников, разрушения церковных построек и почти четырехлетнее отсутствие Митрополита Андрея, на долю украинских греко-католиков, в частности, и монахов-студитов, выпала задача налаживания деятельности в пределах другого государства. Многое следовало начинать с самого начала, используя только предварительно полученный опыт.

Не смогла прибыть в Унив и исследовательница писем Софии Шептицкой, матери Митрополита Андрея и блаженного Климентия, сестра Елена Манькут, ССНИМ из Польши. Ее доклад "Мать великанов Христовой Церкви. Духовный портрет Софии Шептицкой и ее роль в воспитании сыновей и формировании их религиозности" зачитал иеромонах Алипий (Федун).

Ян Кантий Шептицкий, отец семьи, был занят администрированием поместий и политикой, поэтому именно София заботилась о домашней жизни и воспитании детей. Она была матерью большой семьи: родила семерых сыновей, из которых до зрелого возраста дожили только пятеро. Убеждена, что с рождением ребенка не завершается сотрудничество родителей с Богом. В письме Ванде Островской она пишет: "…родить тело ребенка, Дунечко, это только первый шаг жизни, первый раздел его гимна".

София осознавала свою ответственность за детей, которых ей доверил Бог. Не признавала их своей собственностью, а считала ценным Божьим депозитом: "(…) познаю, что Бог не на то дает детей, чтобы мы забавлялись ими, радовались их любви к нам – а для того, чтобы, не думая о себе, для Бога и для них самих окружали их любовью, вели любовью и их так любили".

От материнского внимания Софии не укрылись особые благодати, которыми Господь одарил ее детей. С большим энтузиазмом она описывает духовные практики Романа, его особую любовь к молитве на четках.

Несомненно, София Шептицкая оказала большое влияние на формирование монашеского призвания сына Романа и Казимира и с особой заботой заботилась о них.

Софья продолжала заботиться о духовной жизни детей даже тогда, когда ее сыновья были зрелыми людьми. Постоянно молилась о них.

София Шептицкая Бога сделала фундаментом своей жизни и сумела передать это своим сыновьям. Ее духовная сила была следствием ее постоянного совершенствования, что способствовало укреплению отношений с Богом. Старалась, чтобы ее дети жили для Господа и трудились для Него. Главной ее целью в воспитании детей было приблизить их к Богу, чтобы каждый из них принадлежал Ему.

Исследователь Украинского католического университета, кандидат исторических наук Юрий Скира в своем докладе "Наследник о. Климентия (Шептицкого): архимандрит Свято-Успенской Унивской Лавры владыка Никанор (Дейнега)" сосредоточил внимание на первой половине жизни иеромонаха Никанора (Дейнеги), его призвании и служении в годы Второй мировой войны. Докладчик рассказал о его участии в укрывательстве евреев во время Холокоста, о заключении и подпольной жизни в первые годы после возвращения советской власти, а также об обстоятельствах, при которых иеромонаху пришлось возглавить монахов Студитского Устава. Особенно интересно было участникам конференции узнать о неожиданных поворотах судьбы будущего подпольного епископа и архимандрита, которые он стойко пережил.

К сожалению, в настоящее время фигура преемника бл. Климентия, еще одного Праведника народов мира (присвоено это звание в 1985 году за спасение евреев во времена Холокоста) владыки Никанора (1907-1982) мало известна более широкому кругу, а его жизнеописание, без сомнения, могло бы стать основой весьма интересного фильма.

Родился Николай Дейнега на Рогатинщине, получил специальность бухгалтера. Однажды после работы он опоздал на поезд, и чтобы добраться домой, нужно было далеко обходить через мост, поэтому он решил перейти напрямик через Днестр по льду. Через несколько метров до берега лед проломился и он оказался в ледяной воде. Как вспоминал позже, понял тогда, что это конец. Тогда начал молиться к Божией Матери и просить о помощи, сказал, если спасется, то будет до смерти Её славить. И каким-то образом он очутился на берегу. А вскоре его направили в деревню Кинчаки на ревизию, где он познакомился с монахиней-студиткой, которая и рассказала ему об Униве. Взял отпуск, поехал в Унив и первое, что увидел, как зашел в церковь — чудотворную икону Богородицы, которая будто бы говорила: "Ты же обещал мне служить…". Николай и остался в монастыре, и его сразу решили испытать, поставили за работу в кожевенной (где исправляли кожи), работа была очень тяжелая и при слабом здоровье ему было очень тяжело. Поэтому Николай решил отправиться в другой монастырь. Однажды вечером, когда приехал о. Климентий, он вышел из монастыря и двинулся по дороге через лес. Однако далеко не зашел, Провидение его завернуло – в дороге услышал голос: "Николай, вернись!". Так его звали трижды и он понял, что это Матерь Божия зовет его. А когда вернулся в келью, через несколько минут его позвали к о. Климентию. "Архимандрит встретил меня с улыбкой и распростертыми руками и сразу спросил, хочу ли я быть священником… Утром мы уехали во Львов" — вспоминал он потом.

Именно в этом слабом здоровьем мужчине и собрате, который прошел нелегкие испытания в тюрьме на Лонцкого во время немецкой оккупации и едва не погиб, увидит своего преемника  в тяжелые времена преследований о. Климентий, назначая его на случай своего ареста.

В завершение конференции доктор медицинских наук, профессор Львовского национального медицинского университета им. Даниила Галицкого Александр Кицера поделился своими воспоминаниями о том, как еще маленьким парнем был на аудиенции у Митрополита Андрея, каким великим и величественным тот казался тогда ему. Также профессор подчеркнул, что монахи из из Свято-Успенской Унивской Лавры очень приложились к развитию украинской медицины, когда она только начинала остановиться на ноги. В частности, к Народной лечебнице, основанной Митрополитом. Лавра приобрела за свой счет сверхсовременный на то время рентгенаппарат, который стоил 33 тысячи злотых – огромные на то время деньги.

Уже к началу 2020 года запланировано издать книгой материалы конференции, так что из нее можно будет подробнее узнать о жизни владыки Никанора и невероятных случаях, случившихся с ним в тюрьме и спасших жизнь, а также больше узнать о других темах, затронутых участниками конференции.


https://risu.ua/veleten-duhu-v-univskiy-lavri-konferenciyeyu-vidznachili-yuviley-jiji-arhimandrita-blazh-o-klimenta-sheptickogo_n101225