"Перед рукоположением – семь-восемь лет на размышления... " - иеромонах Макарий Дутка, настоятель лавры. 01.2018.

Настоятель Святоуспенской Унивской лавры отец Макарий – об особенностях Иорданского поста, повседневном быте монахов и великой хозяйке монастыря.

Во время Рождественских праздников, накануне Крещения, корреспондент "Высокого Замка" отправилась в монастырь, находящийся в 50 км от Львова. На территории лавры чувствуется удивительное спокойствие. Впечатляют чистота, порядок и аскетизм. Настоятель Святоуспенской Унивской лавры отец Макарий Дутка охотно приоткрыл занавес монашеской жизни. Кстати, отец Макарий – чемпион международного уровня по пауэрлифтингу. Об этом "Высокий Замок" уже писал на своих страницах.

В Унивской лавре – 37 монахов. Здесь действует начальная школа, в которой учатся семь кандидатов в монахи. Самый младший год назад окончил школу с золотой медалью. Все здесь имеют высшее образование. Один из них окончил Ягеллонский университет. Чтобы человек сознательно решил остаться в монастыре, ему дают на размышление семь-восемь лет.

- Как в Унивском монастыре готовились к праздникам?

– Христиане византийского обряда (греко-католики и православные) к этим праздникам готовятся по-особому, – говорит отец. – Не только украшают храмы, но и готовятся на телесном уровне. Перед великими праздниками, как Рождество или Пасха, верующие и духовенство выдерживают телесный пост. Чем больше себя ограничим, тем глубже сможем праздник пережить. Во время поста отказываемся от мясных и молочных блюд. Сорок дней не потребляем мясного. Пасхальный пост еще строже. Тогда молочные блюда не едят 40 дней, а мясные – 50. Есть и такие, кто постится еще строже. Для этого нужно взять благословение у игумена или настоятеля монастыря. Кто сдерживается от еды один раз в день, кто несколько дней в неделю не ест. Одна женщина из Перемышлян несколько лет приходит в монастырь за благословением и в первой и последней неделе поста сдерживается от еды. Надо сначала попробовать два-три дня не есть, чтобы организм адаптировался. Кое-кто говорит, что не может, потому что болят голова, желудок. Не надо этого бояться, два-три дня чувствуешь себя некомфортно, потом нормально.

На втором, самом важном уровне стараемся очистить свои души и приступить к святой тайне покаяния. Телесное воздержание – важно, но главное, чтобы человек осознал своей жизнью, к чему идет. Молимся, постимся, хорошо обращаемся с нашими ближними – все это ради того, чтобы своё сердце соединить с Богом.

Как в монастыре готовятся к вечере перед Богоявлением?

- Есть 12 блюд – готовившиеся на первый Святый вечер. Почему 12? Помню ответ, который еще в советское время дал мне православный священник. На мой вопрос, почему 12 блюд, а не более или меньше, почему без молочного и мясного, он ответил: "Когда Христос приходит на землю, Он приносит людям много благодати, благодати Божией, и мы ею пользуемся. 12 – означает полноту, подчеркивает, что Бог принес нам много благодатей. То, что они убогие, без молочного и мясного, подчеркивает то, что Христос пришел на землю в нищете, в вертепе, на соломе в конюшне.

В монастыре все делаем по традициям украинского народа. Начинается вечеря перед Иорданом, на Щедрый вечер. Священник или игумен освящает святой водой все помещения, кельи монахов. Собираемся вместе на трапезу, читаем "Отче Наш", поем Тропарь.

На праздник перед Рождеством есть еще обряд совместной просфоры. Для этого в монастыре выпекают небольшой хлебец, который используют и к Святому причастию. На нем написано "Иисус Христос побеждает" (на греческом языке Ника). Эта просфора символизирует единство. Ею делятся в монастыре, одаривают прихожан. Просфору обмакивают в мед и раздают каждому монаху, при этом проговаривая какое-нибудь рождественское пожелание. (Для каждого персонально, потому что отец Макарий знает всех. В монастыре он двадцать лет, и вторую каденцию – восьмой год – возглавляет монастырь. Родился в селе Доброгостове Дрогобычского района. – Авт.).

Также мы колядуем, щедруем. Колядуем на украинском, латвийском, потому что у нас есть один брат из Латвии, французском, потому что к нам часто приезжает дипломат из Франции. Есть три брата-словаки, из Пряшева и Братиславы, потому что у них нет монастыря восточного обряда. И по-словацки колядуем. Также есть украинцы-монахи из Польши.

Что у вас на столе на вечере?

- Прежде всего – кутья. Есть голубцы, вареники с капустой, картофелем, компот, пончики с маком и повидлом. На грибную подливку у нас есть свои грибы. Один брат в сезон их ведрами собирает. Их так много, что делимся ими с крестьянами. Может, в селе больше каких-то традиций. К примеру, кладут чеснок под скатерть. Мы этого не делаем. На столе стоят свечи. Чтобы отразить всю святость события, на вечерю не включаем свет, едим при свечах. При свечах колядуем. После молитвы игумен читает часть Евангелия. Ставим в трапезную великую икону Рождества Христова или Богоявления, чтобы подчеркнуть, что праздник между нами.

- В Унивскую лавру на Водосвятие съезжается много людей. Почему именно сюда?

– В Униве есть натуральный источник. Ему больше 500 лет. У нас на Водосвятье нет раздеваний, купелей. Может, где и есть такое при монастырях, но это если источник находится подальше от церкви.

В советское время Унивская лавра была превращена в интернат для психически больных женщин. К его директору Билыку обратилась одна из работниц: "Вы сделаете большое добро, если на Успение Божией Матери откроете людям источник, чтобы они взяли воды". Он открыл.

Люди верят в великую силу освященной воды. Даже после Иорданского Водосвятия приезжают к нашему источнику. Братья хранят Иорданскую воду в течение года. Она за это время не портится. Эта вода живая.

Есть такая монастырская практика - в источнике каждого первого числа ежемесячно освящают воду. После освящения один священник и один монах набирают священную воду и окропляют ею весь монастырь.

Каждый монастырь имеет свои практики. Чем занимаются у вас монахи?

- Монахи занимаются благоустройством и уборкой территории. Вот один из монахов сейчас моет туалеты. У нас каждый даже я мою туалеты по графику. В монастыре два года назад был пожар, уничтоживший ферму, где держали коров, свиней. После пожара закрыли ферму. Решили, что лучше посвятить время разговорам с людьми, исповедям, научному труду. Мы мало едим молочные продукты.

В монастыре один брат занимается всеми полями и техникой. А хозяйство здесь немалое – 13 га пахотной земли, на которой выращивают гречку, пшеницу, сою. Пшеницу даже продают. Еще ее везут на мельницу, перемалывают в муку. Затем два брата раз или два раза в неделю пекут хлеб. Так что магазинного не покупаем. При монастыре есть гостевой дом, где могут останавливаться до 70 человек. Имеем свою пасеку, мед из которой используем как для своих нужд, так и для продажи. Есть "маленький бизнес" - изготовляем восковые свечи и свечи из парафина, угольные таблетки для кадила.

Готовят еду кухарки. В понедельник, с тех пор, как началась война с Россией, Блаженнейший установил практику: раз в неделю каждая епархия УГКЦ имеет пост за Украину.

У нас нет такого, чтобы дармовали, работы на всех найдется. Сами видите, какая у нас территория большая. Чтобы держать все это в порядке, нужно много работать.

- Как живут монахи, каков распорядок дня?

– Каждый монах живет в отдельной келье. Просыпаются в 5.30. Один из братьев делает зарядку в монастырском спортзале. В 7.30 начинают Службу Божью. Так каждый день. Затем завтракают. С 10.00 до 13.00 занимаются физическим трудом. Затем имеют немного свободного времени. Дальше – коротенькая молитва. В 14 монахи обедают, а в 15 возвращаются к физическому труду. В 18 часов – Вечерняя, после которой ужин. Затем свободное время, которое каждый использует по своему усмотрению – для чтения, молитвы или отдыха.

Телевизора в монастыре нет. Есть Интернет, поскольку без него невозможно вообразить настоящее. У некоторых есть персональный компьютер. В монастыре не практикуют смотреть фильмы каждому в отдельности. В субботу или воскресенье все собираются в комнате, которую называют разговорницей, и вместе просматривают фильмы. Нет ничего лучше, как смотреть фильм с кем-то вместе. Ждем с нетерпением просмотра фильма "Киборги". Монахи переживают за то, что происходит в нашем государстве. Смотрят новости, иначе бы не понимали тех людей, которые к ним приходят.

Мария КОТОВ

https://wz.lviv.ua/