Адам Даниэль Ротфельд

Во время Второй мировой войны в Швейцарии польские дипломаты из т.н. Бернской группы производила фальшивые латиноамериканские паспорта, чтобы спасти евреев от Холокоста. В его состав входили посол Александр Ладош, его заместитель Стефан Рыневич, консул Константин Рокицкий и дипломат Юлиуш Кюль. Анализ, проведенный посольством Польши в Швейцарии, показывает, что Рокицкий выдавал поддельные парагвайские паспорта во время Второй мировой войны, что спасло жизни многим евреям в оккупированной Польше.

Дипломаты использовали списки, предоставленные им как минимум двумя еврейскими организациями, и пользовались полной защитой Александра Ладося, тогдашнего польского представителя (посла). Кроме того, они сотрудничали с Авраамом Зильбершайном, сионистским активистом из Польши, который во время Второй мировой войны возглавлял спасательный комитет RELICO в Женеве, сотрудничая с польской еврейской миссией и с раввином Хаимом Эйссом из Цюриха в получении и изготовлении паспортов других стран, в том числе Гондурас, Перу, Сальвадор, Боливия и Гаити.

PAP обнаружил документ, который показывает, что Адам Даниэль Ротфельд, впоследствии глава Министерства иностранных дел, был среди тех, кто получил парагвайский паспорт.

Это письмо от 14 ноября 1942 года, отправленное тогдашним почетным консулом Парагвая Рудольфом Хьюгли адвокату доктору Леону Ротфельду, отцу Адама.

"Уважаемый доктор, настоящим имею честь сообщить вам, что благодаря усилиям ваших родственников и вы, и ваша семья получили парагвайское гражданство", - читаем мы в письме.

"Мы просим вас немедленно прислать по две фотографии каждого человека и подробные личные данные, чтобы мы могли выслать вам паспорт", - обратился консул Хуэгли.

Для членов "Бернской группы" паспорта были чем-то вроде спасательного круга, брошенного их собратьям-евреям, но они не могли гарантировать, что это спасение всегда будет эффективным. Так было и с доктором Леоном Ротфельдом, который, скорее всего, по доносу, погиб от рук немцев в 1943 году в Перемышлянах, не дождавшись паспорта.

В свою очередь, Адам Даниил Ротфельд (так его имя писалось в послевоенных документах) во время войны скрывался в Святоуспенской Унивской Лавре в Украине и дожил там до ее конца.

В интервью PAP бывший глава МИД оценил информацию о том, что вся его семья получила парагвайские паспорта, как "голос из могилы". "Нет сомнения, что те, кто предпринял такие действия, надеялись, что смогут помочь людям. Я предполагаю, что письмо, адресованное в адрес моего отца, дошёл к адресату. Но мой отец к тому времени был уже мертв. Отец и вся семья упустили шанс спасти свою жизнь", — сказал проф. Адам Даниэль Ротфельд.

Он заявил, что когда узнал о деле с паспортом, его "первым вопросом было, почему именно имя моего отца было в списке". "Ведь паспорта выдавались не всем, кто-то, или какое-то учреждение - должны были внести моего отца в этот список", - сказал Ротфельд.

Он оценил отношение польских дипломатов во время Второй мировой войны как "благородное и бескорыстное, заслуживающее самого высокого признания". "По-другому было с парагвайской стороной, которая рассматривала эту деятельность как форму заработка больших денег", - подчеркнул он.

Ротфельд напомнил, что "таких дипломатов, спасающих не только евреев, но и поляков, было больше. Например, на франко-испанской границе — было больше". "Это все было вытеснено из памяти, я часто спрашивал себя - почему?".

По его мнению, эта история среди прочих из-за событий 1967-68 годов  не считалась достойной упоминания. "Люди, которые спасали евреев, не говорили об этом, опасаясь реакции властей и соседей", — пояснил он.

"Я тем более обязан Посольству Республики Польша в Берне, что вспомнили о деятельности +Бернской группы+", — сказал он.

"Министерству иностранных дел и научным учреждениям стоит систематически воздавать должный почет дипломатам времен Великой Отечественной войны, которые из благородства и по соображениям совести взялись за эту деятельность даже без приказа штаба", - заключил он.

Еврейские организации платили за паспорта, выданные нелегально, а польские дипломаты выступали в качестве посредников, платящих взятки, и непосредственных авторов парагвайских документов, которые почти полностью являются польскими подделками.

Все парагвайские документы, в изготовлении которых участвовал консул Рокицкий, датированы декабрем 1942 года. Обнаружены следы изготовления нескольких сотен паспортов, выданных за один день. В то время было невозможно изготовить такое большое количество документов за столь короткое время, что говорит о том, что паспорта были выданы задним числом. Это подтверждается документом, до которого сегодня добрались польские дипломаты, содержащим просьбу еврейского спасательного комитета RELICO о дате передачи до января 1943 года. На эту практику, вероятно, повлиял допрос консула Хуэльи в январе 1943 года и опасения разоблачения.

Адам Даниэль Ротфельд в 2001–2005 годах был заместителем министра иностранных дел, а в 2005 году стал главой МИД.

Он родился 4 марта 1938 года в Перемышланах под Львовом, в семье с еврейскими корнями, в семье адвоката Леона Ротфельда и его жены Берты. Когда началась Вторая мировая война, его дедушка и бабушка выкопали тайник под кухонным полом, вход в который был замаскирован металлическим листом. Немцы врывались в дома, кололи полы длинными палками, прислушиваясь к звукам. "Я слышал их шаги и голоса. Взрослые обещали мне на ухо золотые горы, чтобы я не плакал", - рассказал он краковскому журналу "Приговор".

В конце 1941 года он нашел убежище в греко-католическом монастыре в Униве, где крестился и скрывался под именем Даниил Червинский. Войну пережили только он и его старшая сестра, его родителей убили немцы.

После войны советские власти ликвидировали монастырь, и Адам попал в приют, откуда сбежал. Потом его сестра позаботилась о нем. В 1950 году они были репатриированы в Польшу.