Ерм. Юстин (Бойко): “Паломничество в Унив стало дыханием свободы”: история паломничества с 1992 года.

В 1992 году состоялось первое паломничество  вместе с отцом Иосифом Миляном в Унивскую Лавру. То паломничество запечатлено в черно-белых фотографиях. Оно стало большим событием не только для Львовщины, люди шли по центральной трассе, это было дыхание свободы, потому что раньше религия, а особенно Украинская Греко-Католическая Церковь была запрещена. Поэтому их принимали очень торжественно. Они шли по центральной дороге 2 дня. Владыка Иосиф, ранее о. Иосиф, вёл это паломничество. Оно осталось в памяти, это был такой подъём. Это паломничество обратило внимание общества на Святоуспенскую Унивскую Лавру, которую не знали, ведь родилось новое поколение, которое вырастало в советское время и не помнило отпустовых мест УГКЦ. Поэтому люди после прохождения паломничества ринулись в Унив. И тогда в Унив пришел новициат. Мы существовали еще рядом с колхозом, с психоневролоическим диспансером. И уже окончательным годом, когда студиты полноценно вернулись в Унив,  стал 1994 год. Я понимаю, что некоторые историки могут быть со мной не согласны, но я как очевидец тех событий объясню, почему так считаю. 1994 год, это был период, когда в Украину уже приехал отец Ювеналий (Мокрицкий), Унив уже возрождался, реставрировалась церковь, отец Севастиан нанял реставраторов, тогда вспоминаю, как назвали сумму 20 тысяч долларов, все чуть не потеряли сознание, когда услышали ту сумму, но монахи себе сказали: мы это сделаем. И приехал отец Ювеналий Мокрицкий, наш монах из Вудстока, чтобы посетить Украину. И отец Севастиян (Дмитрух) решил воспользоваться  случаем и организовал в Униве при монастыре иконописную школу, там преподавал в частности г-н Карло Звиринский, отец Ювеналий Мокрицкий. Отец Ювеналий получил задание сделать копию иконы Унивской по-памяти, ведь она была уничтожена, так ее и нашли. И он по памяти воспроизводил икону Матери Божьей Унивской, которая находится в Унивской Лавре. Но нужно было сделать торжественный перенос копии этой иконы в Унив. И тогда созрел гениальный план. Монахи сказали, что это перенесение копии иконы должно быть таким, чтобы сдвинуть весь народ. Чтобы икона "путешествовала" от села к селу, чтобы было моление, бдение. Мне поручили эту икону везти. Мы ехали на черной машине "Тойота" (она принадлежала тогда издательству "Свичадо"). Каждое село помнило, как встречало икону Унивскую. Никогда не забуду встречу православной общины Подберизцев с общиной Верхней Белки, это было что-то необычайное. Что происходит дальше? Монахи-студиты жили в Лавре Свято-Ивановской, больше всего нас жило в Свято-Михайловском монастыре, а в Униве жил новициат и им было очень тяжело. Должен вам сказать, что был такой случай, что мы едва не потеряли нашего нынешнего владыку Теодора Мартынюка, ему треснул аппендицит, его не могли довезти в больницу, счастье, что до Перемышлян довезли, а затем и во Львов, где ему спасли жизнь.

И если говорить о жизни отца Петра Гладия, о его миссии, то он, по сути, вывел Унив из подполья и именно его пребывание там, было знаком, что мы должны возвращаться. На плечи отца-игумена Севастиана Дмитруха выпала очень нелегкая миссия: восстанавливать Унив, восстанавливать студитов, монастырь, заботиться о призвании. И здесь, должен признать, что это была эпоха отца Севастиана и отца Иосифа (ныне Владыки Иосифа Миляна). Их период, это было правление коллегиальное. Отцы Севастиан и Иосиф стали симбиозом, выведшим студитов из подполья. Тогда была страсть. Когда нас посещали зарубежные гости, мы всегда говорили, что сделаем то, сделаем это. Мы были великими мечтателями и жили мечтами. Скажу вам, что нас готовили к тому, что коммунисты могут вернуться, но нас учили не бояться и отдавать все на службу Украинской Греко-Католической Церкви и Украине, украинскому народу. А образцами для нас кроме Евангелия были Митрополит Андрей Шептицкий и отец Климентий Шептицкий.

 Что сделали отцы Севастиан и Иосиф? Они Унив подняли, восстановили.

Но они также занимались восстановлением и других монастырей. У нас в Украине существовал монастырь святого Обручника Иосифа, Свято-Ивановская Лавра, не могли взять монастырь св. священномученика Иосафата на улице Петра Скарги, потому что там поликлиника, не смогли вернуть наши приюты, потому что эти здания были заняты другими людьми, мы восстанавливали мощный монастырь в Доре, мы восстанавливали и купили наш дом в Яремче за 1000 долларов, которые одолжили и затем вернули. А это были очень большие деньги для нас. После этого мы основали монастырь св. Бориса и Глеба в Беларуси, потому что у нас были призвания из Беларуси, у нас были призвания из стран Прибалтики, американцы, россияне, крымчане, караимы. Надо было восстанавливать и монастырь и общину студитов. Тогда большую роль сыграл отец Орест Козак, он был многолетним магистром новициата. Он сделал большие вещи. Ему принадлежит особое место в истории формирования студитского монашества. Был основан скит в Лужках. Искали взаимопонимания с монастырем в Вудстоке, с монастырем Студион в Риме. У нас была стратегия брать все монастыри, которые дадут, потому что у нас призваний было очень много. Представьте себе, на каждое Успение было по 10 облачин, это минимум, и здесь я говорю только об этом празднике.

Хочу сказать, что первые концерты Ирина Билык давала в Униве. Собиралась община Льва, жгли костер. И тогда игуменом мы избрали отца Венедикта Алексийчука. Когда мы его выбрали, он находился на миссиях в Канаде вместе с двумя братьями. И мы его информировали по телефону, что он будет игуменом и спрашивали, согласен ли он быть им, он сказал, что согласен.

Нынешний Владыка Венедикт, а потом наш игумен, был представителем молодого поколения. И поставил очень дельный вопрос: как будем дальше развивать Унив и студийское монашество, будем ли мы как Чин, то есть централизованные, или будем иметь отдельные монастыри, объединенные уставом. Наибольший вопрос он задавал про Унив. И отец-игумен Венедикт вместе с другими монахами раскручивает Унив как отпустной центр. За отцом Севастианом в Униве положили начало много проектов, это иконописную школу, молодежь из Франции приезжала и помогала с возрождением Унива. 2 каденции отца Севастиана и отца Венедикта Унив восставал. Отец-игумен Венедикт пробовал упорядочить общмну, придать её какое-то русло, и во времена Независимости, вписался довольно значимой картой в историю студитского монашества, можно сказать, что он придал направление такое, которое еще виднеется сегодня. Почти все кадры, которые сейчас возглавляют студитское монашество, были им назначены. У него было много проектов. Отец-игумен Севастиан хотел создать институт богословских студий студитов. Он послал 14 студитов в Люблинский Католический университет и приказал нам хорошо учиться. Эту идею поддержал отец-игумен Венедикт, я ему благодарен, что он послал меня в Рим учиться. Дух монастырю в большой степени придавал отец Василий Вороновский, который фактически был первым миссионером-студитом.

Отцу Венедикту нашему игумену нелегкая судьба выпала, 2 аварии пережил, практически его складывали по костям. Он внес большую лепту в развитие студитского монашества. Он жил в Униве, на месте развивал это место, формировал общину. Формировал этикет человеческий и монашеский. Он сплотил Унивскую общину. Ибо раньше этот центр монашества фактически был при монастыре св. Иосифа при храме Архистратега Михаила. Наверное, большой помощью ему был отец Теодор Мартынюк, ныне епископ. Отец игумен Венедикт был открыт и миру и монахам. Почему мы его выбрали? Ибо он внес одну модель, по сути многих убедившую, предложил обратить внимание на Киево-Печерский монастырь, где были монахи, жившие затворнической жизнью, а некоторые были снаружи и налаживали контакт с князьями, и т.д. Этим он фактически перенял модель Климентия Шептицкого, который говорил, что студиты не должны быть ни открытым, ни закрытым монастырем, а просто монашеством. И отец-игумен Венедикт сформировал Унив таким, как вы его видите сегодня: отстроенным, вычищенным. Это его награда. Отец Венедикт сотрудничал со Львовской богословской академией, а затем с УКУ. Он основал богословскую школу. Ему выпала нелегкая судьба объединить студитское монашество, которое было немного разделено. Затем пришел Владыка Теодор, который, насколько мне известно, не хотел быть ни игуменом, ни епископом. Очень рад, что мы его избрали игуменом. Почему мы его выбрали? Что сделал игумен Теодор для студитов? Серьезно задавал вопрос: куда студитам двигаться дальше. Он сделал очень многое. Он каждого выслушивал, старался не надломить камыши, как говорит пророк Исайя. Он хороший человек. Он пытался людей привлечь к Богослужению. Он наладил отношения с международными институтами. Продолжил реставрацию Унивской Лавры, должным образом упорядочил.

Дальше мы выбрали отца Илью Мамчака. Он, сам по себе, очень добрый и молитвенный человек. Отец-игумен Илья предпочитал действовать коллегиально, у нас в монастыре есть совет старцев. И отец игумен Илья обратил больше внимания на духовную и молитвенную жизнь монахов, а скорее сам погрузился в молитву. Он меня позвал в Свято-Ивановскую Лавру, потому что сказал, что там нет кадров. Он человек Божий, человек молитвы.

Каждый из игуменов имел свою харизму.

В Униве есть еще один человек, который много сделал, отец Йосафат Войтик. Он поднял не только Унивскую лавру экономически, он поднял деревню. Область и государство этого священника должно доценить. Это удивительно достойный человек.

После отца Илии стал отец Иона, он был игуменом год и несколько месяцев. Желаю ему лучше послужить братии, дай ему Бог силы.

Пройдем по паломничеству. Кто вел паломничества? Первое в 1992 году вел отец Иосиф Милян. Это было уникальное паломничество первое из Унива во Львов во времена Независимости. В основе ее была "Марійская дружина". После того, на второй год, в 1993 году паломничество уже не было таким показным, его проводили два монаха: отец Игнатий Голинский (на тот момент Иосиф), а также Владимир Фредина. Мы еще не знали, будет ли это паломничество происходить дальше или нет.

В 1994 году, это был год, когда написали икону Матери Божьей Унивской. Отец Ювеналий Мокрицкий может ее так быстро не написал. В 1994 году также шло маленькое паломничество, вел ее отец Николай Фредина. Но мне параллельно поручил отец-игумен Севастиан проводить эту икону Унивскую в течение месяца до Унева. Поэтому тогда фактически шли 2 паломничества. Августовское шло 2 дня, а это с иконой шло месяц. Паломничество 1995-1996 года мы шли с отцом Игнатием Иосифом Голынским. Тогда уже были майские и августовские паломничества. Мы их проводили вместе. Они продолжались 2 дня. Сколько людей ходило на это паломничество? Не больше 70-ти, 80-ти, мы ходили по маршруту преимущественно с остановкой в селе Романов, шли по дороге на Перемышляны через Затемное, а затем шли на один хутор и в Унив. Но со временем, в 1998 году, когда мы праздновали столетие восстановления студитского монашества и тогда в Униве мы открыли музей икон. И тогда шло очень много народа, где-то 200-300 человек. Мы как-то не очень организованно шли, тогда одна из Сестер Служебниц предложила разделить паломничество на группы. И мы это сделали в 2000 году. Тогда нам на помощь пришла организация "Украинская молодежь - Христу". Кажется, тогда ее возглавляла наша прихожанка Аленка Гадзало и именно в Унивском паломничестве, если Вы знаете, есть особые названия групп: Галелияне или другие. Это придумало львовское УМХ. Координаторами групп мы преимущественно принимали семинаристов. И преимущественно семинаристы себе находили будущих жена паломничестве. Тогда со временем стали смеяться, что кто хочет жениться, пусть пойдет на паломничество в Унив.

Отец Венедикт дал мне задачу долгосрочно взяться за это паломничество и хорошо его сформировать. И это меня зажгло. Мы тогда в 2000-м году, попытались, учитывая количество паломников, поделить не только паломничество на группы, но увеличить паломничество до трех дней. Этот маршрут мы разрабатывали с отцом Игнатием. Итак, мы отправлялись из Львова и шли по улице Лычаковской, потом заворачивали на Погулянку, из Погулянки в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, выходили на Винниковское озеро, затем Винники, обходя боком, шли на Чижиков. Там тогда настоятелем был замечательный отец, сплотивший село. Там мы проэкспериментировали как принимать паломничество, которое уже насчитывало более 1000 человек, а это на тот момент был сдвиг. К которому мы и сами не были готовы. Сделать принятие такого количества паломников это по сути как большая сельская свадьба. Повара были в шоке, не знали как готовить еду. А мы сформировали модель, как принимать такое паломничество. Надо было прокормить 1200 человек за очень короткое время. Паломничество было разделено на 30 групп и имело своего координатора каждая. Мы молились, а по очереди, каждая группа подходила к питанию, и каждому так быстро еду накладывали, как в армии.

Про Чижиков  отец Богуслава написал воспоминания. Честь и слава всем людям, вспоминаю дом пани Софии, где останавливались все священники: отец Михаил Димид, о. Борис Гудзяк. Потом мы отправлялись в Николаев. Это православная деревня, где есть отец Владимир, но он очень хорошо нас принимал. Следующее село это был Станимир. Это уникальное село, там священником был сначала отец Валерий, а затем о. Михаил Курман. Нас в Станимире встречали с конями, хоругвями. Дальше шли на Лагодив, связанный со студитами, потому что оттуда родом наш отец архимандрит. Помню, Оля, которая была кухаркой, которая держалась за голову: как  она всё это сделает. Но мы ее вдохновляли, и она готовила в сотрудничестве с другими женщинами. Ну и сельские головы были очень активны по селам. А потом мы доходили до Унива.

Потом был еще другой маршрут, когда с Винников мы поворачивали на Сосновку, шли мимо Дмитровичей, минуя село на Шоломию, в Звенигород, где был отец Снеда, уже покойный, там была очень активный сельский глава Мария Моракишка, после мы шли к Романову, останавливались там, шли на Подъярков, Станимир и там были на ночлеге. Потом Лагодив, хутор Добра, где очень радостно нас принимали, а потом Унив. , там замечательные люди, шли на Тарасовку, на Куровичи, на Лагодив, Подгайчики и потом на хутор Добра. И так мы проводили паломничество, мне было поручено его проводить более 20 лет.

Я был руководителем паломничества, но это заслуга всех. Когда руководителей групп было 30, а еще были их помощники, нужно было собирать их заранее. Для них делали информационные листки.

Надо было, чтобы кто-то этими координаторами руководил, потому что я не справлялся. И первым человеком, который стал мне в помощь, стал Андрей Микитюк, теперь уже отец. Он, по сути, был главой координаторских групп. Каждая группа имела молитву, он координировал их по дороге. Он бегал туда и обратно по несколько раз, и проходил, наверное, за одно паломничество все 4. Но отец Андрей стал священником и надо было кому-то другому передать его функции. Однажды главой координаторских групп была Наталья Жарий, сегодня она жена священника отца Юрия Остапюка. После того нужно было кого-то найти. И Бог мне послал Романа Моравского, который годами помогал в организации паломничества. Ему принадлежит большая награда. И Роман Моравский – это человек, который со мной формировал все эти паломничества. Но нужен был помощник, и у нас с самого начала было несколько человек, которые формировали все. Хочу вспомнить отца Савву Масника, он тогда был братом. Была также Марта Микулишин. Она ревностно служила паломничеству все дни. Отец Роман Шимон, он сейчас в Италии, но это был человек, который мне все время помогал. Отец Богдан Романив, я не хочу кого-то обидеть или оставить без внимания. Еще хочу вспомнить Наталью Онищук, Надю, много было помощников. Священников: отец Петр Рак, отец Богуслав, отец Снеда, отец Слепой, отец Ярослав, отец из Романова, отец Михаил Курман, о. Михаил Муравский, о. Дмитрий Хорь.

Когда мы шли паломничеством, одни молились, другие пели, поэтому мы дали задание координаторам групп организовать молитву: одни молились четками, другие пели, третьи молились Иисусову молитву. Надо было дать свободу, потому что нельзя всех равнять. Была особая группа, это вторая, там всегда шли старшие, которые сетовали, что молодежь не такая, это был координатор, которого мы называли мучеником, потому что к нему постоянно были претензии, но он всегда терпел. Первую группу вела жена отца Николая, она вела группу, где шли дети. Никогда не забуду, нынешнюю Сестру Служебницу Олю.

Мы останавливались на перекусы и остановки. И тогда мы решили, что людям нужно давать тему паломничества. Мы выписали такую ​​паломническую конституцию, возникла идея библейских чтений. 3 фрагмента Евангелия на 3 дня, которые касались темы паломничества. Кто шел паломничеством? Разные люди. Шли те, кто был около Церкви, далеко от Церкви, искали Бога. Были люди из восточной Украины, из центральной. Шли послы нескольких стран. Были из Польши, Беларуси, Франции, Италии, Испании, был отец Василий Поточняк. Шли разные люди, я понимал, что для кого-то это путь к Богу, для кого-то это поиск Бога, для кого-то воцерковление. Я лично по дороге всегда молился, чтобы Бог прикоснулся к душе каждого человека.

Шли фотографы. Очень много шло фотографов, документировавших все эти события.

Я понимал, что рано или поздно такое многолюдное паломничество угаснет. И я очень много раз обращался в область, город, чтобы проложить дорогу в Унев как путь святого Иакова, как в Италии, Португалии. Потому что впоследствии нам стало трудно прокладывать путь, потому что некоторые местности, даже тропы, стали приватизированы. Это в руках областного совета. Должны существовать тропы к отпускным местам, которые должны быть соответственно обозначены, где люди могли бы пойти  тогда, когда они захотят.

Когда паломники приходили в Унив, их встречали. Мы пытались делать так, чтобы этот въезд в Унив был торжественным. Там всегда был господин Иосиф и музыканты, которые нам играли народные песни, а затем изучили и церковные песни. Позже мы на фире и на лошадях въезжали в Унив.